Навигация по сайту

5 лет Объединению контрольно-счетных органов Челябинской области

Домрачев Сергей Викторович, помощник председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области
Родился 05.01.1963 в городе Челябинске. Трудовую биографию начал в 1982 году на Челябинском тракторном заводе, откуда в 1983 году был призван на службу в Советскую Армию. После демобилизации в 1985 году вернулся на ЧТЗ и одновременно поступил на вечернее отделение Челябинского политехнического института, который окончил в 1991 году по специальности «Технология машиностроения». С 1991 по 1993 год работал инженером в различных производственных организациях. В 1993 году поступил на работу в КРУ Минфина инспектором-ревизором. В 1995 году перешел на работу в отдел бухгалтерских экспертиз ЭКУ ГУВД Челябинской области на должность главного эксперта. В 2000 году окончил Челябинский юридический институт МВД России по специальности «юрист».

После образования в июне 2000 года Контрольно-счетной палаты Челябинской области, был приглашен во вновь образованную структуру, где прошел путь от инспектора-ревизора до помощника председателя палаты.

С момента образования в 2008 году Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области избран его секретарем.

Кандидат экономических наук.

История развития внешнего муниципального финансового контроля в Челябинской области

До принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Челябинской области финансовый контроль в муниципальных образованиях, безусловно, существовал, однако как самостоятельная система, как институт, он еще не сложился. Контроль за муниципальными финансами и собственностью осуществлялся различными органами, преимущественно организованными исполнительными органами власти, носил временный характер и не был скоординированным.

Долгое время лишь в нескольких муниципальных образованиях области работали контрольно-счетные органы, созданные при представительном органе местного самоуправления. Первые контрольно-счетные палаты появились в областном центре Челябинске и городе Магнитогорске (впоследствии был ликвидирован) в 1998 году.

С момента своего создания в 2000 году Контрольно-счетная палата Челябинской области развивала двустороннее и многостороннее сотрудничество с органами муниципального финансового контроля.

В 2001 году были заключены Соглашения с контрольно-ревизионным отделом городского собрания г. Верхнего Уфалея, контрольно-ревизионным отделом Нязепетровского района, контрольно-аналитическим отделом при городском Совете депутатов г. Миасса, Контрольно-счетной палатой г. Магнитогорска.

Стало очевидным, что необходима координация действий вновь созданных контрольно-счетных органов, выработка наиболее эффективных форм и методов внешнего финансового контроля и взаимодействие при проведении контрольных мероприятий.

Было организовано обеспечение муниципальных контрольных органов необходимыми методическими рекомендациями по вопросам организации и проведения финансового контроля, такими как: проведение внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, подготовка заключения на проект бюджета и проведение проверки использования средств на капитальное строительство и капитальный ремонт.

По мере становления контрольно-счетных органов на местах стала ощущаться острая необходимость в повышении квалификации специалистов. Подготовленных специалистов по контролю в муниципальных образованиях найти достаточно сложно. В небольших по численности муниципальных контрольных органах должны работать универсалы, являющиеся профессионалами как в области финансирования и бухгалтерского учета, так и в области муниципального управления.

При непосредственном участии Контрольно-счетной палаты Челябинской области было организовано проведение курсов повышения квалификации для работников органов муниципального финансового контроля.

По инициативе Контрольно-счетной палаты и ее непосредственной поддержке начиная с 2001 года ежегодно проводились семинары и конференции с участием руководителей и специалистов муниципальных органов финансового контроля.

В связи с муниципальной реформой в уставы территорий Челябинской области была внесена норма о создании контрольно-счетных органов.

Создание и организация деятельности Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области

Принципиально новым этапом формирования единой системы органов внешнего финансового контроля явилось создание в апреле 2008 года Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области.

Цель создания Объединения сформулирована как повышение эффективности системы финансового контроля, координации деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и укрепления взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России, органами государственной власти и местного самоуправления Челябинской области на основе создания единой методологии и организации финансового контроля.

Президиум Объединения состоит из девяти членов во главе с председателем. Члены Президиума Объединения утверждаются на Конференции Объединения сроком на 3 года по предложению председателя Объединения - председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области.

Заседания Президиума Объединения проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год, на них рассматриваются ключевые вопросы текущей и перспективной деятельности, такие как проведение мониторинга реализации национальных проектов на территории области; мониторинг результатов проверок целевого и эффективного использования средств областного бюджета; о единообразных подходах к формированию годовой отчетности; проведение ежегодного конкурса на «Лучший акт финансовой проверки» и другие. По предложению членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, председателя Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи В.В. Астафьева и председателя Контрольно-счетной палаты города Магнитогорска Челябинской области В.А. Корсакова направлено обращение председателю Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, аудитору Счетной палаты Российской Федерации В.С. Катренко с просьбой рассмотреть возможность принятия Типового положения о форменной одежде сотрудников контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципального образования субъекта Российской Федерации.

Ежегодно проводятся Конференции Объединения. Предварительно в целях формирования повестки дня конференции запрашивается информация о проблемах контрольно-счетных органов и о предложениях по формированию вопросов конференции, которые имеют наибольшую актуальность для контрольно-счетных органов.

Дальнейшее развитие получила работа по оказанию правовой, методической и консультативной помощи муниципальным контрольно-счетным органам, укреплению их взаимодействия.

Систематически проводится анализ организации и деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Челябинской области, его результаты направляются в Законодательное Собрание области.

Если в 2008 году муниципалитеты могли только мечтать о своем органе внешнего финансового контроля, то сегодня они созданы во всех 43 городских округах и муниципальных районах, из них 37 имеют статус юридического лица, минимальная численность контрольно-счетных органов составляет 3 человека.

Процесс создания контрольно-счетных органов в Челябинской области представлен на диаграмме.

Этого удалось достигнуть благодаря пониманию и поддержке со стороны Законодательного Собрания, Губернатора и Правительства Челябинской области.

Значимой задачей всех контрольно-счетных органов области явилось завершение работы по приведению положений о контрольно-счетном органе в соответствие с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Всем членам Объединения в целях оказания методической помощи были направлены варианты правоустанавливающих документов.

Законодательство дает право каждому муниципальному образованию, в том числе и поселениям, иметь собственный контрольно-счетный орган. Да, такое право есть, его можно реализовать, но согласно закону № 131-ФЗ «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования реализуют свои права под свою ответственность и на собственные средства. Однако в большинстве случаев муниципальные образования либо высоко дотируемы, либо просто дотируемы. Создавать собственный контрольно-счетный орган в поселении нецелесообразно.

В адрес председателей собраний депутатов муниципальных районов области и руководителей контрольно-счетных органов были направлены методические рекомендации и образец соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района. Заключено 270 соглашений о передаче контрольно-счетным органам муниципальных районов полномочий по контролю за исполнением бюджетов городских и сельских поселений области, в сельском поселении Новый Кременкуль принято решение о создании контрольно-счетного органа.

В 2011 году были разработаны критерии оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и проведена оценка эффективности их деятельности, результаты которой рассмотрены в марте 2012 года совместно с Правительством и Законодательным Собранием области на совещании с руководителями контрольно-счетных органов муниципальных образований Челябинской области. Впервые был проведен обобщенный анализ итогов деятельности муниципальных контрольно-счетных органов по четырем коэффициентам (экономичности, выявляемости, объема контроля, напряженности).

В соответствии с решением V Конференции Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области на территории области принята и действует единообразная форма составления отчетности контрольно-счетного органа.

На постоянной основе осуществляется обмен информацией с органами муниципального финансового контроля как на уровне проведения консультаций, ответов на запросы, совместного обучения, так и непосредственного участия в проверках Контрольно-счетной палаты области работников органов муниципального контроля.

В рамках подготовки к проведению контрольных мероприятий проводятся координационные совещания с представителями органов внешнего муниципального финансового контроля. Участники совещаний рассматривают особенности и порядок проведения контрольного мероприятия, проблемные ситуации и возможные ошибки.

При этом участники совещаний получают пакет необходимых документов для их практического использования в своей работе.

Начиная с 2009 года руководители органов муниципального финансового контроля принимают участие в работе Коллегии Контрольно-счетной палаты области.

Расширяется практика направления в муниципальные контрольно-счетные органы обзорных материалов по различным аспектам деятельности. Помимо обзора нарушений, выявленных палатой в ходе контрольных мероприятий в муниципальных образованиях, обобщаются результаты совместных контрольных мероприятий с проработкой характерных недостатков и ошибок, допускаемых органами муниципального финансового контроля при оформлении результатов контрольных мероприятий или квалификации выявленных нарушений бюджетного законодательства.

Ежегодно проводятся семинары и круглые столы по проблемным вопросам организации и деятельности органов внешнего финансового контроля.

Вошло в систему, что специалисты контрольно-счетных органов в ходе проведения семинаров выступают с докладами о практике своей работы, участвуют в обсуждениях, а также имеют возможность личного общения друг с другом, что, несомненно, сказывается на эффективности их работы.

Среди проведенных мероприятий можно отметить семинары по следующей тематике: составление и представление отчетности; изменения законодательства по учету и отчетности; особенности составления бюджетной отчетности и другие.

Контрольно-счетная палата приглашает представителей от муниципальных контрольно-счетных органов на организуемые совещания. Так, они приняли участие в работе круглого стола на тему: «Роль органов финансового контроля в предотвращении бюджетных потерь» с участием руководителей региональных контрольно-счетных органов Уральского федерального округа, руководителей органов исполнительной власти Челябинской области. На круглом столе обсуждались вопросы межведомственного взаимодействия, проблемы и методы организации государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств.

По итогам работы участники круглого стола приняли развернутую резолюцию с обращением в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Кроме того, состоялся круглый стол с участием руководителей региональных контрольно-счетных органов Уральского федерального округа и муниципальных контрольно-счетных органов Челябинской области на тему: «Практика проведения аудита эффективности». Были обсуждены актуальные вопросы организации и проведения аудита эффективности.

Проделана значительная работа по повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Систематизировано информирование членов Объединения о проведении курсов повышения квалификации в Центре государственного и муниципального контроля Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. За последние три года там прошли обучение более 30 работников муниципальных контрольно-счетных органов.

Совместно с Правительством Челябинской области проводятся курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации сказывается и на профессиональном мастерстве. Председатель контрольно-счетного комитета Чебаркульского городского округа Вагапова Е.А. и председатель Контрольно-счетной палаты Миасского городского округа Алеев Б.Ф. стали победителями конкурса Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации на звание «Лучший финансовый контролер России».

Председатель контрольно-счетной комиссии Южноуральского городского округа Акентьева О.А. победила в ежегодном конкурсе на звание «Лучший бухгалтер бюджетного учреждения Челябинской области».

Хорошей традицией стало проведение ежегодного конкурса на лучший акт проверки. Его целью является не только моральное поощрение, но и возможность сравнить подходы в проведении контрольных мероприятий, выработать определенные рекомендации по их совершенствованию. Подведению итогов конкурса предшествует анализ актов на предмет полноты охваченных проверкой вопросов, соответствие выводов требованиям законодательства, обсуждение положительных моментов проверки и недостатков на Президиуме Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области. Обобщенные итоги анализа представленных на конкурс актов направляются всем членам Объединения для использования в работе.

В заключение отметим, что стратегической задачей деятельности всех членов Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области является предотвращение бюджетных потерь. Потому что это, с одной стороны, отражает эффективность их деятельности, а с другой – обеспечивает соблюдение принципа законности при расходовании бюджетных средств.

Эффективность работы нашего Объединения во много будет зависеть от общей инициативности всех членов, подкрепленной личным практическим вкладом в общее дело.