Навигация по сайту

Информация о Контрольно-счетной палате Челябинской области

Становление и развитие Контрольно-счетной палаты Челябинской области как института внешнего государственного финансового контроля проходило в условиях постоянного совершенствования нормативной правовой базы, материально-технического, методического и кадрового обеспечения ее деятельности.

25 февраля 1999 года в Челябинской области был принят региональный закон «О Контрольно-счетной палате Челябинской области», который дал старт формированию органа внешнего финансового контроля Южного Урала. Днем ее образования считается 10 марта 2000 года - дата государственной регистрации.

Областной закон четко определил статус, основные задачи, функции, принципы деятельности, состав и обязанности сотрудников, а также порядок отчетности и финансирование расходов на содержание палаты. В соответствии с законом была сформирована Коллегия, состоящая из председателя, заместителя председателя и аудиторов.

С первых дней работы и на протяжении 11 лет палату возглавлял Альфред Галимович Галимов, один из самых заслуженных финансистов области. Под его руководством проходило формирование профессионального и квалифицированного коллектива из 55 человек, а также уровня и стиля работы палаты. Эти процессы завершились к 2005 году, когда первый пятилетний рубеж был преодолен и новый закон Челябинской области от 24 ноября 2005 года о КСП уточнил цели и конкретизировал задачи.

С каждым годом авторитет и значимость регионального финансового органа Южного Урала возрастали. По мере накопления опыта, уточнения и совершенствования форм и методов работы, изменения федерального и областного законодательств формировались разнообразные методики проверок, совершенствовалась практика контрольной и экспертно-аналитической деятельности, активно внедрялись новые формы финансового контроля.

25 августа 2011 года был принят новый закон «О Контрольно-счетной палате Челябинской области», ознаменовавший ее переход на качественно новый этап функционирования. Этот процесс был обусловлен принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Для достижения поставленной законодателями цели требовалось решить ряд основных задач:

- привести структуру, методы организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в полное соответствие с рекомендациями и стандартами Счетной палаты Российской Федерации;

- создать условия для обеспечения полноценной финансово- экономической экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов;

- продолжить внедрять аудит эффективности в работу.

В настоящее время в структуру палаты входят председатель КСП, его заместитель, шесть аудиторов и инспекций по отдельным направлениям деятельности, шесть отделов (финансовый, государственной службы и кадров, организационно-контрольной работы, сводного финансового анализа и экспертизы, обеспечения деятельности и юридический), а также два помощника председателя.

Гарантией эффективного решения задач, возложенных на палату, является высокий профессиональный уровень ее сотрудников. На сегодняшний день все сотрудники имеют высшее образование по специальностям экономического, финансового и юридического профиля, обладают опытом работы в различных отраслях экономики и на государственной службе. 12 человек имеют второе высшее образование, 1 человек - ученую степень кандидата экономических наук и 1 человек - ученую степень кандидата юридических наук.

В основе деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области лежат пять незыблемых принципов: законность, объективность, эффективность, независимость и гласность.

В апреле 2011 года Контрольно-счетная палата разработала, а Законодательное Собрание области утвердило новую годовую форму отчетности, важным разделом которой являются такие показатели, как «восстановлено средств» и «предотвращено потерь».

Особое с оценочной точки зрения место среди данных показателей следует отвести критерию «предотвращено потерь». Никакой другой показатель не демонстрирует так наглядно, с конкретным указанием реальных денежных сумм, величину объема средств бюджета, которые не будут потрачены незаконно.

Актуальной необходимостью при определении данного показателя стала разработка Методических рекомендаций по расчету объема предотвращенных потерь бюджетной системы (бюджетных потерь), в основу которых был заложен накопленный сотрудниками палаты опыт.

Палата постоянно расширяет практику применения современных методов финансового контроля, таких как обследование, привлечение экспертов, увеличивает количество проводимых мероприятий с использованием аудита эффективности, аудита закупок.

В своей деятельности палата достаточно тесно сотрудничает с региональной общественной палатой.

Палата уделяет большое внимание укреплению взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований России, муниципальными органами внешнего финансового контроля Челябинской области.

Контрольно-счетная палата вошла в состав Совета контрольно-счетных органов России, который создан при Счетной палате Российской Федерации в целях повышения качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности, эффективности внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля) в рамках организации взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Всего заключено 41 соглашение о сотрудничестве в том числе: со Счетной палатой Российской Федерации, с контрольно-счетными органами субъектоы Российской Федерации и муниципальных образований, с правоохранительными органами, органами государственной власти, ведомствами и организациями.

Счетная палата Российской Федерации оказывает КСП огромную методическую, консультационную помощь, организует семинары и конференции, помогает внедрению новых прогрессивных методов финансового контроля. В рамках взаимодействия проводятся совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

В рамках сотрудничества органов внешнего финансового контроля субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, налажено информационное и методологическое взаимодействие по вопросам классификации финансовых и иных выявляемых в ходе осуществления финансового контроля нарушений. Палата постоянно принимает участие в проводимых Отделением Совета в УрФО мероприятиях, где осуществляется обмен мнениями и опытом в области внешнего государственного финансового контроля, обсуждаются новые подходы к обеспечению эффективности и результативности внешнего финансового контроля.

С целью решения актуальных вопросов организации и проведения внешнего финансового контроля, оказания методической и консультационной помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований в апреле 2008 года создано Объединение контрольно-счетных органов Челябинской области.

Сегодня во всех 43 городских округах и муниципальных районах созданы органы внешнего финансового контроля, из них 40 имеют статус юридического лица. Этого удалось достигнуть благодаря пониманию и поддержке со стороны Губернатора, Законодательного Собрания, Правительства Челябинской области.

Хорошей традицией стало проведение ежегодного конкурса на лучший акт проверки. Его целью является не только моральное поощрение, но и возможность сравнить подходы в проведении контрольных мероприятий, выработать определенные рекомендации по их совершенствованию. Подведению итогов конкурса предшествует анализ актов на предмет полноты охваченных проверкой вопросов, соответствие выводов требованиям законодательства, обсуждение положительных моментов проверки и недостатков на Президиуме Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области. Обобщенные итоги анализа представленных на конкурс актов направляются всем членам Объединения для использования в работе.

В целях повышения мотивации служебной деятельности в Контрольно-счетной палате совершенствуется система поощрения и награждения. Постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты в 2012 году утверждены ведомственные награды: медаль Контрольно-счетной палаты «За заслуги в укреплении финансового контроля» и знак отличия «За безупречную службу» I и II степени. Для повышения профессиональных навыков и стимулирования высоких результатов работы по итогам года проводится конкурс «Лучший работник года». Победители номинаций «Лучший руководитель структурного подразделения», «Лучший инспектор» и «Лучший специалист» награждаются Почетными грамотами Контрольно-счетной палаты Челябинской области и денежными премиями.