Навигация по сайту

Ответы на вопросы, поступившие от муниципальных контрольно-счетных органов к дистанционному семинару на тему «Актуальные вопросы по проведению внешней проверки годовой отчетности об исполнении бюджета за 2012 год»
(14 февраля - 15 марта 2013 года)

№ п/п ВОПРОС ОТВЕТ
1

1. Порядок осуществления внешней проверки годового отчета об исполнения бюджета необходимо разработать и утвердить Собранием депутатов или можно руководствоваться Методическими рекомендациями проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета (внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств), представленными на сайте АКСОР?;

2. По результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС составляем акт внешней проверки. На отчет об исполнении бюджета пишем заключение, где отдельным блоком выделяем результаты внешних проверок ГАБС. А в сельских поселениях один ГАБС – администрация. В данном случае действовать по той же схеме или оформить одно заключение?;

3. При проверке контрольного соотношения показателей бухгалтерской отчетности у администрации сельского поселения (ГАБС) ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» и ф. 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» выявлено отклонение показателей на сумму «Межбюджетных трансфертов». Допустимо ли это?;

4. В сведениях о количестве подведомственных получателей бюджетных средств (ф. 0503161) ГАБС при отсутствии таковых указывают себя. Допустимо ли это?

1. Порядок осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ необходимо разработать и утвердить Собранием депутатов муниципального района.

2. Если сельское поселение имеет одного ГАБС, то по результатам внешней проверки так же составляется Акт внешней проверки, затем заключение на акт по результатам проверки далее готовится заключение на отчет об исполнении бюджета.

3. Если сверяются показатели "назначено" по ф. 0503127 и ф. 0503164, то отклонения на суммы межбюджетных трансфертов могут иметь место. Если речь идет о сверке показателей этих форм "исполнено", то они должны быть тождественны.

4. В отчетности ф. 0503161, если ГРБС является и получателем средств бюджета, то по строке "количество подведомственных учреждений" проставляется 1 - это же учреждение и форма заполняется.

2

1. Муниципальное учреждение Верхнеуральская центральная районная больница (далее - ЦРБ) одновременно является учредителем и бюджетным учреждением, т.е. отчетность сдавали в Управление финансами района в соответствии с приказами №191н и №33н. По каким из перечисленных приказов проводить внешнюю проверку годовой отчетности ЦРБ?

2. Управление социальной защиты населения района является учредителем трех бюджетных учреждений. В рамках внешней проверки годовой отчетности Управления социальной защиты населения района. Следует ли проводить встречные проверки в данных бюджетных учреждениях?

1. По - первому вопросу требуются пояснения, т.к. бюджетное учреждение не может быть учредителем. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010г. № 83-ФЗ учредителем для автономных и бюджетных учреждений могут быть органы местного самоуправления. В конкретном примере ЦРБ таковым не является. Вместе с тем учредители - это всегда казенные учреждения. Если Верхнеуральская ЦРБ является главным распорядителем средств бюджета (казенным учреждением), то в Управление финансами района сдается консолидированная отчетность по исполнению бюджета, составленная по приказу Минфина России № 191н, и консолидированная отчетность по автономным и бюджетным учреждениям, составленная по приказу № 33н. Внешняя проверка годовой отчетности проводится только по формам бюджетной отчетности, перечисленным в приказе № 191н.

2. Внешняя проверка годовой отчетности проводится по формам отчетности по исполнению бюджета, составленным в соответствии с приказом Минфина России № 191н. Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, поэтому орган внешнего контроля не может проводить внешнюю проверку отчетности по этим учреждениям. При необходимости КСО может провести встречную проверку в бюджетных учреждениях в рамках внешней проверки годовой отчетности у ГРБС на предмет достоверности отчетности, сданной учредителю.

3

1. Подлежит ли внешней проверке бюджетной отчетности отчетность муниципальных бюджетных и автономных учреждений и какими нормами бюджетного законодательства это предусмотрено.

2. Возможно ли за счет бюджетных средств оплачивать услуги банка (Сбербанк) за прием и перечисление денежной наличности при перечислении казенным учреждением доходов от приносящей доход деятельности на счет Управления Федерального казначейства 40101810400000010801?

3. Согласно ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» услуги телерадиовещания, в том числе и кабельного телевизионного вещания, отнесены к услугам связи. Значит ли это, что расходы на оплату кабельного телевидения должны производиться по КОСГУ 221 «Услуги связи»?

1. В соответствии с положениями БК РФ внешней проверке подлежит годовая отчетность об исполнении бюджета. Автономные и бюджетные учреждения составляют отчетность по приказу № 33н. Приказ № 191н " Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов" - для казенных учреждений.

2. Казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом эти средства перечисляются в доход соответствующего бюджета. Плата за оказанные услуги может поступить от контрагента одним из способов:
а) контрагент самостоятельно перечисляет плату в доход бюджета;
б) контрагент вносит плату в кассу учреждения и полученные средства учреждение самостоятельно перечисляет в доход бюджета.
Неправильно, если за счет бюджетных средств оплачиваются услуги банка, но в принципе, если ГРБС утвердит эти расходы в смете и решением депутатов эти суммы будут приняты , то - да.

3. Письмо Федерального казначейства от 16 апреля 2007 года № 42-2.2-04/6а - расходы на подключение и обслуживание кабельного телевидения относятся на статью 226 "Прочие услуги".

4

По строке 511 Баланса (ф. 0503130) "Расчеты по налогу на физических лиц" (030301000) числится кредитовый остаток по расчетам по налогу на доходы физических лиц со знаком «минус», что недопустимо. Поскольку в отношении расчетов по НДФЛ учреждение является налоговым агентом, уплате в бюджет подлежат только суммы, удержанные у налогоплательщиков. Кредитовое сальдо со знаком «минус» означает, что была произведена уплата за счет средств самого учреждения. Как в данном случае классифицируется нарушение как неэффективное использование бюджетных средств или нецелевое использование бюджетных средств?

В соответствии с письмом Федерального казначейства от 09 января 2013 года № 42-7.4-05/2.1-3 не допускается наличие показателей со знаком "минус" по счету 0 303 01 000 "Расчеты по НДФЛ". Кредитовый остаток означает, что произведена уплата налога за счет самого учреждения. Это нарушение Налогового кодекса. Нецелевым расходованием это не будет, т.к. цель не изменена, это неэффективное использование бюджетных средств.

5

1. При проведении внешней проверки за 2011г., было выявлено много нарушений по заполнению справки к балансу по забалансовым счетам. В этом году Финансовое управление нам сообщило, что Министерство финансов области сказало им убрать эту справку к балансу, так как данные в ней могут учитываться как в стоимостном так и в натуральном выражении, согласно учетной политике. И что в общем отчете этих данных не будет. Хотелось бы уточнить этот момент.

2. В ф. 0503163, 2 и 3 столбец одинаковые по сумме, но учреждению (казенному) выделяли дополнительные денежные средства нашим Собранием депутатов. Специалист финансового управления говорит, что не надо показывать изменения.

1. В инструкции по составлению бюджетной отчетности сказано, что в составе консолидируемой отчетности справка к балансу по забалансовым счетам не представляется, поэтому Финансовое управление может от ГРБС не собирать эту форму, но в составе отчетности ГРБС она должна быть. При этом справка составляется в денежном выражении, а в учреждениях не может быть на забалансовых счетах отражено количество без денежного значения. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету объекты на забалансовых счетах отражаются или в сумме, указанной по договору, или в условной оценке рубль за ед.

2. В ф. 0503603 в графе 2 отражаются первоначальные данные без учета изменений, в графе 3 - с учетом внесенных изменений, оформленных надлежащим образом.

6

Просим Вас ответить на вопрос: какими бухгалтерскими записями отражаются в учете Учредителя:
1) перечисление субсидии на выполнение муниципального задания бюджетному учреждению;
2) принятие к учету отчетов бюджетного учреждения о выполнении муниципального задания.

В части санкционирования расходов: - приняты бюджетные обязательства по предоставлению субсидии на выполнение государственного задания Дебет 1 501 03 241 Кредит 1 502 01 241;
- приняты денежные обязательства Дебет 1 502 01 241 Кредит 1 502 02 241
- предоставили бюджетному учреждению субсидию Дебет 1 206 41 560 Кредит 1 304 05 241
- списание предоставленных средств на основании отчета бюджетного учреждения на расходы Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 302 41 730 на финансовые вложения государства на особо ценное движимое и недвижимое имущество Дебет 1 204 33 530 Кредит 1 302 41 730 и Дебет 1 302 41 830 Кредит 1 206 41 660

7

Администрация района является ГРБС для горбольницы района. У кого, как и где отражаются безвозмездные поступления (не из бюджета, от других больниц и учреждений). Как отследить движение денежных средств и материалов?

Безвозмездные поступления имущества (не из бюджета) должны отражаться в учете учреждениями, которые получают это имущество. Сторона передающая и принимающая должны сдать ГРБС (учредителю) отчеты ф. 503125. ГРБС (учредитель) при составлении консолидированной отчетности проверяет, и следит за правильным и полным отражением переданного (полученного) имущества.

8

1. Получено соглашение на субсидию на выполнение муниципального задания: нужно ли начислить доход на сумму соглашения Д-т 205 81 000 К-т 401 10 180 или по факту получения субсидии?

2. Может ли бюджетное учреждение приобретать основные средства за счет субсидии на выполнение муниципального задания?

3. Хотелось бы уточнить по поводу кредиторской задолженности: если она образовалась на 01.01.2013 когда мы были на субсидии, на лицевом счете на 01.01.2013 денег нет, можем ли мы погасить задолженность за счет субсидии 2013г., должно ли это прописываться в соглашении на предоставление субсидии?

1. Начисление субсидии на выполнение государственного задания производится при получении на лицевой счет.

2. ОС можно приобретать за счет субсидии на выполнение государственного задания, если это связано с его выполнением и расходы включены в нормативы.

3. Если кредиторская задолженность образовалась когда учреждение было ПБС, и эта задолженность связана с выполнением основной уставной деятельности, то она может быть погашена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, если опять же есть в нормативах на выполнение государственного задания. Если нет и существует уже такая практика - за счет целевой субсидии на погашение кредиторской задолженности.

9

1. Должны ли быть включены в перечень администраторов доходов бюджета муниципального района федеральные органы государственной власти Челябинской области:
-Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области;
-Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области;
-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области;
-Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области;
-Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области.

2. Министерства и управления Челябинской области, являющиеся главными администраторами доходов бюджета муниципального района, представили годовую бюджетную отчетность в финансовый орган муниципального образования, но не представили в орган муниципального финансового контроля. Имеет ли право орган муниципального финансового контроля запросить у финансового органа копии представленной главными администраторами доходов бюджетной отчетности для проведения внешней поверки? Обязательно ли проводить внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств муниципального образования?

3.При проведении внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС надо ли проводить проверку сводной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и в чём она должна заключаться?

1. Должны. В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности, утвержденной приказом МФ РФ от 28.12.2010 № 191н, если администратор доходов бюджета не является получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, то сроки предоставления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию между администратором доходов в соответствующий бюджет и финансовым органом соответствующего бюджета.

2. Орган муниципального финансового контроля имеет право запросить у Финансового органа копии отчетности по главным администраторам доходам. Внешнюю проверку годовой отчетности проводить у всех главных админитраторов и ГРБС обязательно.

3. При проведении внешней проверки отчетность анализируется по исполнению бюджета, т.е. по отчетности бюджетных учреждений внешнюю проверку проводит не надо.

10

Решением о бюджете утвержден прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2012 год в сумме 464 373 480 рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 373 779 570 рублей. Плановые показатели по администраторам доходов решением не утверждены. Главные администраторы доходов представили в финансовый орган прогноз поступлений доходов на общую сумму 1064700 рублей:
-по коду 981 11301995050000130 – 285000 рублей;
-по коду 981 20202999050000151 – 695000 рублей;
-по коду 981 20204025050000151 – 64600 рублей;
-по коду 981 20204041050000151 – 19400 рублей.
Как при таких показателях заполняется раздел 1 гр.3,4 ф. 0503127 и раздел 1 гр.1,3 ф. 0503164?

В соответствии с приказом МФ № 191н от 28.12.2010:
в ф. 0503127 в разделе 1 отражаются доходы бюджета, закрепленные в установленном законодательством порядке за главными администраторами (администраторами) доходов бюджета в структуре утвержденных законом (решением) о бюджете бюджетных назначений по доходам бюджета. В графе 4 отражаются соответственно по разделам отчета "Доходы бюджета" годовые объемы утвержденных бюджетных назначений на текущий финансовый год: по разделу "Доходы бюджета" - главным администратором доходов бюджета - в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей по закрепленным за ним доходам бюджета. Приложение (ф. 0503164) формируется путем обобщения данных по исполнению:
- получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета - на основании показателей Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату; в графе 3 по разделу "Доходы бюджета" в части поступлений на основании плановых (прогнозных) показателей, установленных на финансовый год с учетом изменений на отчетную дату.

11

1. Просим Вас разъяснить, в каких случаях заполняются гр. 7, 9 ф. 0503128, ф. 0503138, либо в любых случаях заполнения указанных граф является нарушением ст. 219 Бюджетного кодекса.

2. Просим Вас разъяснить, в каком случае расходы на приобретение оборудования бюджетного учреждения производятся за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а в каком случае расходы на развитие материально-технической базы должны производиться за счет средств целевых субсидий? Правомерно ли бюджетным учреждением произведены расходы на приобретение основных средств в 2012 году в рамках субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?

1. По заполнению ф. 0503128 есть пояснения Министерства финансов РФ в письмах от 14.04.2012 № 02-06-10/1371 и от 17.02.2012 № 02-06-07/552 и письме Федерального казначейства РФ от 30.06.2010 № 42-7.4-05/22-420. При формировании бюджетной отчетности следует учесть, что обязательства (ДО), отраженные в бюджетном учете текущего финансового года, принятые в соответствии с законодательством в пределах ЛБО очередного финансового года, в Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) текущего финансового года не включаются.

2. Если основные средства приобретаются для выполнения государственного задания и учредитель в ПФХД утвердил в выплатах КОСГУ 310, то приобретение основного средства за счет субсидии на выполнение государственного задания правомерно. Куда относить тот или иной расход учреждения: к целевой субсидии или можно получить субсидию на государственное задание - решение принимает учредитель.

12

На счете 0 204 33 «Участие в государственных (муниципальных) организациях» учитываются у учредителя закрепленное за бюджетными учреждениями имущество только особо ценное имущество или все имущество (основные средства, материальные запасы)? Какими бухгалтерскими записями отразить у учредителя закрепленное за бюджетными учреждениями и у бюджетного учреждения принятое имущество?

Учет на счете 0.204.33.000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» ведется в отношении прав по согласованию распоряжения особо ценным имуществом (ОЦИ), в частности:
a) недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным бюджетным учреждением или приобретенным учреждением за счет субсидий;
b) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением или приобретенным учреждением за счет субсидий;
c) недвижимым имуществом бюджетных учреждений Учредитель должен формировать показатель балансовой стоимости ОЦИ, отраженный на счете 0.204.33.000, с периодичностью, установленной учредителем самостоятельно, но не реже одного раза в год – при составлении годовой отчетности Корректировка производится, если изменился показатель балансовой стоимости указанного имущества подведомственных учреждений (отраженный на счете 0.210.06.000 «Расчеты с учредителем»), в частности:
a) при увеличении показателя в результате поступления (увеличения общей стоимости) ОЦИ;
b) при уменьшении показателя в результате выбытия (уменьшения общей стоимости) ОЦИ;
c) корректировка показателей счета 0.204.33.000 на суммы начисленной подведомственными учреждениями амортизации не производится Корреспонденция счетов при корректировке стоимости имущества:
Дебет - КРБ.0.204.33.530
Кредит - КДБ.0.401.10.172
– отражено увеличение показателя размера участия;
Дебет - КРБ. 0.204.33.530
Кредит - КДБ.0.401.10.172
– отражено уменьшение показателя размера участия (п. 3.41, 3.70 приказа Минфина России от 24 декабря 2012г. № 174н)
d) особо ценным имуществом могут быть и основные средства и материалы.

13

По строке 511 Баланса (ф. 0503130) "Расчеты по налогу на физических лиц" (030301000) числится кредитовый остаток по расчетам по налогу на доходы физических лиц со знаком «минус», что недопустимо. Поскольку в отношении расчетов по НДФЛ учреждение является налоговым агентом, уплате в бюджет подлежат только суммы, удержанные у налогоплательщиков. Кредитовое сальдо со знаком «минус» означает, что была произведена уплата за счет средств самого учреждения. Как в данном случае классифицируется нарушение? Как неэффективное использование бюджетных средств или нецелевое использование бюджетных средств?

В соответствии с письмом Федерального казначейства от 09 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3 не допускается наличие показателей со знаком "минус" по счету 0 303 01 000 " Расчеты по НДФЛ". Кредитовый остаток означает, что произведена уплата налога за счет самого учреждения. Это нарушение Налогового кодекса. Нецелевым расходованием это не будет, т.к. цель не изменена, это неэффективное использование бюджетных средств.

14

Вопрос по заполнению ф.128 «Отчет о принятых БО». Увязываются ли остатки в данной форме по БО и ДО с другими формами бухгалтерской отчетности, например с ф. 0503130, 0503169?

В ф. 0503128 графа 8 «Принятые денежные обязательства» не может быть равна оборотам по счетам, например, 206, 208, т.к. в эту графу не включаются суммы возвратов дебиторской задолженности прошлых лет, суммы зачетов излишне оплаченных платежей по налогам и взносам прошлых лет, изменения остатков расчетов по расходам, сформированных на начало года, информация по расчетам по операциям с наличными денежными средствами. Если в учреждении этих случаев нет за финансовый год, то можно проверить ф. 0503128 гр.8 «Принято ДО» с оборотами по счетам главной книги. Графа отчета ф. 0503128 «Исполнено ДО» собирается на основании данных счетов 304 05 000 и забалансового счета 18, поэтому графа 10 ф.128 должна соответствовать гр.9 «Исполнено» ф.127. Подробнее можно прочитать в письме Федерального казначейства от 30 июня 2010 г. № 42-7.4-05\22-420.

15

Как при внешней проверке проверять бюджетные учреждения? Бюджетные учреждения финансовую отчетность сдавали самостоятельно финансовому органу, а не учредителю. У учредителя сводная отчетность отсутствует.

Внешняя проверка годовой отчетности проводится по формам отчетности по исполнению бюджета, составленным в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности….». Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, поэтому орган внешнего контроля не может проводить внешнюю проверку отчетности по этим учреждениям. При необходимости КСО может провести встречную проверку в бюджетных учреждениях в рамках внешней проверки годовой отчетности у ГРБС на предмет достоверности отчетности, сданной учредителю.

16

1. Просим разъяснить, в каких случаях заполняются гр.7, 9 ф. 0503128, ф. 0503138, либо в любых случаях заполнение указанных граф является нарушением ст.219 Бюджетного кодекса.

2. Просим разъяснить, в каком случае расходы на приобретение оборудования бюджетного учреждения производятся за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а в каком случае расходы на развитие материально-технической базы должны производиться за счет средств целевой субсидии? Правомерно ли бюджетным учреждением произведены расходы на приобретение основных средств в 2012 году в рамках субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?

1. По заполнению ф. 0503128 есть пояснения Министерства финансов РФ в письмах от 14 апреля 2012 г. № 02-06-10\1371 и от 17 февраля 2012 г. № 02-06-07\552 и письме Федерального казначейства от 30 июня 2010 г. № 421-7.4-05\22-420. При формировании бюджетной отчетности следует учесть, что обязательства (ДО), отраженные в бюджетном учете текущего финансового года, принятые в соответствии с законодательством в пределах ЛБО или плановых назначениях по доходам, в отчет о принятых бюджетных обязательствах(ф. 0503128, ф. 0503138) текущего финансового года не включаются.

2. Если основные средства приобретаются для выполнения государственного (муниципального) задания и учредитель в ПФХД утвердил в выплатах КОСГУ 310, то приобретение основного средства за счет субсидии на выполнение задания правомерно. Куда относить тот или иной расход учреждения: к целевой субсидии или можно получить субсидию на гос. (муниципальное) задание – решение принимает учредитель.