Навигация по сайту

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за 2014 год

Код строки Наименование показателя Значение показателя
Раздел I. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях
1 Количество проведенных контрольных мероприятий (единиц) 60
2 Количество встречных проверок (единиц) 293
3 Количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены финансовые нарушения (единиц) 60
Раздел II. Сведения о проведенных экспертно-аналитических мероприятиях
4 Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий (единиц) 9
5 Количество заключений на поступившие проекты законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области (единиц) 2
6 Количество заключений по иным вопросам (единиц) 3
Раздел III. Сведения о выявленных финансовых нарушениях и резервах пополнения бюджетов
7 Нецелевое использование средств (тыс. рублей) 29 790,9
в том числе:
8 областного бюджета 27 016,6
9 местных бюджетов 2 774,3
10 Неэффективное использование средств (тыс. рублей)
в том числе:
1 163 641,6
11 областного бюджета 419 640,0
12 местных бюджетов 744 001,6
13 Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) требований по составлению бюджетной отчетности (тыс. рублей) 3 024 484,9
в том числе:
14 при использовании средств областного бюджета 1 271 582,0
15 при использовании средств местных бюджетов 1 752 902,9
16 Нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области (тыс. рублей) 885 206,2
17 Нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (тыс. рублей) 654 975,4
в том числе:
18 при использовании средств областного бюджета 45 618,9
19 при использовании средств местных бюджетов 609 356,5
20 Несоблюдение установленных процедур и требований бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении бюджетов (тыс. рублей) 3 677 171,0
в том числе:
21 областного бюджета 893 663,1
22 местных бюджетов 2 783 507,9
Раздел IV. Сведения об устранении нарушений, предотвращении бюджетных потерь
23 Устранено финансовых нарушений, выявленных в отчетном году (тыс. рублей) 3 687 009,7
24 в том числе восстановлено средств 118 975,8
25 Устранено финансовых нарушений, выявленных в периоды, предшествующие отчетному году (тыс. рублей) 372 305,2
26 в том числе восстановлено средств 118 729,0
27 Предотвращено бюджетных потерь (тыс. рублей) 271 743,7
Раздел V. Сведения о мерах, принятых по результатам контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
28 Количество материалов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, рассмотренных на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты Челябинской области (единиц) 66
29 Количество направленных предписаний (единиц) -
30 Количество невыполненных предписаний, сроки исполнения которых наступили в отчетном периоде (единиц) -
31 Количество направленных представлений (единиц) 119
32 Количество невыполненных представлений, сроки исполнения которых наступили в отчетном периоде (единиц) -
33 Количество информационных писем, направленных в органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органы местного самоуправления по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (единиц) 34
34 Количество протоколов о совершении административных правонарушений, направленных на рассмотрение мировым судьям (единиц) 23
35 Количество материалов контрольных мероприятий, переданных в правоохранительные органы (единиц) 60
36 Количество реализованных органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органами местного самоуправления, организациями предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (единиц) 69
37 Возбуждено уголовных дел (единиц) 5
38 Привлечено к административной ответственности (человек) 22
39 Привлечено к дисциплинарной ответственности (человек) 184
40 Привлечено к материальной ответственности (человек) 9
Раздел VI. Освещение деятельности Контрольно-счетной палаты
41 Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области в средствах массовой информации (количество материалов)
в том числе:
234
42 на сайте Контрольно-счетной палаты Челябинской области 210
43 на сайте Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 14
44 в печатных изданиях 10

Пояснительная записка

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) за 2014 год составлен в соответствии со статьей 21 Закона Челябинской области от 25 августа 2011 года № 160-ЗО «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» по форме, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.03.2013 № 1406 «Об утверждении формы отчета о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за год и указаний по ее заполнению».


I. Общие положения

Контрольно-счетной палатой в 2014 году контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями были охвачены практически все бюджетные сферы.

В области контроля КСП находилось всего 412 объектов, в том числе 34 главных распорядителя бюджетных средств, 43 городских округа и муниципальных района, получающих межбюджетные трансферты из областного бюджета, 295 государственных учреждений, 39 государственных унитарных предприятий, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области.

Контрольная деятельность в 2014 году была направлена не только на выявление, но и на предупреждение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, что позволило предотвратить потери бюджетной системы на сумму 271 743,7 тыс. рублей и восстановить в бюджет 237 704,8 тыс. рублей.

Все показатели деятельности за отчетный период в цифровом выражении представлены в отчете о работе Контрольно-счетной палаты.


II. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность

Планом работы на 2014 год, принятым постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 26.12.2013 № 01-07/101-КСП, с учетом внесенных изменений, было предусмотрено 60 контрольных и 10 экспертно-аналитических мероприятий. Фактически проведено 60 контрольных и 9 экспертно-аналитических мероприятий.

В ходе контрольных мероприятий проведено 293 встречные проверки, что в среднем составило более 4 встречных проверок на одно контрольное мероприятие.

По распоряжению Губернатора Челябинской области от 26.12.2013 №1635-р проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных Администрацией Губернатора Челябинской области в 2013 году на исполнение государственного контракта от 21 октября 2013 года № 41/13-К.

На основании протокола заседания Комиссии по противодействию коррупции в Челябинской области, распоряжения Губернатора Челябинской области от 21.10.2014 №119-р работники Контрольно-счетной палаты приняли участие в комплексной проверке в сельском поселении Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области.

Объем финансирования объектов проверки, включенных в план работы Контрольно-счетной палаты, из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований за проверяемый период составил 12 617 288,3 тыс. рублей. Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 8 340 972,1 тыс. рублей.

В числе проведенных контрольных мероприятий:

1) комплексные проверки соблюдения законности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств при исполнении местных бюджетов в 3 муниципальных районах: Варненском, Увельском и Чебаркульском;

2) проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областных целевых программ:

- «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Челябинской области на 2012-2015 годы»;

- «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013-2015 годы»;

- по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2013 год.

Кроме того, проведена проверка использования бюджетных средств, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в рамках областной целевой программы развития приоритетного национального проекта «Здоровье» в Челябинской области на 2012-2014 годы;

3) тематические проверки по использованию средств, выделенных на:

- капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, реализацию вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- государственную поддержку племенного животноводства и возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение высокотехнологичного оборудования для тепличного овощеводства;

- создание и оснащение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

- компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В ходе тематических проверок осуществлялся контроль за использованием средств, выделенных в рамках 21 целевой и государственной программы Челябинской области;

4) проверки результативности мер по увеличению поступлений неналоговых доходов в местные бюджеты и эффективности выполнения функций главных администраторов доходов областного бюджета в части осуществления контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей и взыскания задолженности по ним.

В отчетном году на основании полномочий, возложенных на Контрольно-счетную палату, начал проводиться аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Челябинской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 13 муниципальных образованиях проведены проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов.

Как и в предыдущие годы, осуществлялся контроль за исполнением представлений, направленных по результатам проведенных контрольных мероприятий. Проведены 3 такие проверки.

Результаты всех проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на 20 заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты, в повестку дня которых было включено 118 вопросов.

На заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты присутствовали председатель Правительства Челябинской области, представители Прокуратуры и Министерства финансов Челябинской области, главы муниципальных образований, руководители контрольно-счетных органов и проверенных объектов.

По результатам проведенных экспертно-аналитического и контрольных мероприятий направлено 119 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Требования представлений, по которым наступил срок исполнения, выполнены.

Продолжена практика направления в адрес заместителей Губернатора Челябинской области, руководителей областных министерств и ведомств информационных писем о результатах проверок расходования средств по закрепленным за ними направлениям работы.

Должностными лицами Контрольно-счетной палаты направлено на рассмотрение мировым судьям 20 протоколов о совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий», 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По 22 материалам, рассмотренным судами, в том числе по двум протоколам, составленным в 2013 году, вынесено 12 административных штрафов и 7 устных замечаний, 1 дело прекращено за отсутствием состава правонарушения, 2 дела находятся в производстве судов. Штрафы взысканы в доход соответствующих бюджетов в общей сумме 116,06 тыс. рублей.

Для рассмотрения вопросов о применении мер прокурорского реагирования в Прокуратуру Челябинской области направлено 62 материала по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

По 30 отчетам аудиторов приняты меры прокурорского реагирования: в адрес руководителей органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления и организаций внесено 23 представления об устранении нарушений законодательства, опротестовано 4 нормативных правовых акта (протесты удовлетворены), направлены предостережения 3 должностным лицам о недопустимости в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства, в отношении 2 лиц возбуждены административные дела по правонарушениям в сфере закупок.

Материалы проверок по 7 отчетам аудиторов КСП направлены в следственные органы. В результате доследственных проверок по направленным материалам возбуждено 5 уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 158, частью 1 статьи 292, частью 3 статьи 159.4, частью 1 статьи 293 и частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации по следующим проведенным КСП контрольным мероприятиям:

- использование средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в государственном бюджетном учреждении «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»;

- использование средств, выделенных на капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в рамках реализации областных целевых (адресных), государственных программ, а также на прочие внепрограммные объекты в Троицком городском округе;

- использование средств, выделенных на капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в рамках реализации областных целевых (адресных), государственных программ, а также прочие внепрограммные объекты в Саткинском муниципальном районе (возбуждено 2 уголовных дела);

- соблюдение законодательства, использование бюджетных средств при исполнении бюджета Озерского городского округа за 2012 год и I квартал 2013 г.

По информации Прокуратуры Челябинской области, ход и результаты расследования уголовных дел взяты под контроль.

По материалам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой, Главным контрольным управлением Челябинской области привлечен к административной ответственности 1 человек за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В отчетном году руководителями проверенных организаций за допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности 184 человека, к материальной ответственности 9 человек.

Органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления реализовано 69 предложений КСП. Приняты или внесены изменения в нормативные правовые акты, в их числе:

- Правительством Челябинской области утверждено в новой редакции Положение об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, в части приведения размеров должностных окладов профессорско-преподавательского состава в соответствие с федеральным законодательством;

- Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области утвержден Порядок проведения мониторинга транспортных средств, оснащенных навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС, и внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области» в части изменения размеров должностных окладов и выплат компенсационного характера;

- Министерством информационных технологий и связи Челябинской области разработан План организации работ по достижению эффективности использования технологий ГЛОНАСС в 2014-2016 годах, утвержденный Губернатором Челябинской области;

- Челябинской городской Думой внесены изменения в решение «Об арендной плате за землю на территории г. Челябинска» в части установления размера начисляемой неустойки за несвоевременную оплату платежей по договорам аренды земельных участков;

- администрацией и Собранием депутатов Чебаркульского муниципального района утверждены порядки предоставления субсидий на возмещение расходов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям услуг; проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; внесены изменения в Положение об аренде имущества, находящегося в муниципальной собственности района;

- Собранием депутатов Каслинского муниципального района утвержден Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;

- Собранием депутатов Сосновского муниципального района объемы финансирования и целевые индикативные показатели в части количества переселяемых домов районной программы переселения приведены в соответствие аналогичным показателям областной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области;

- администрацией Увельского муниципального района внесены изменения в Положение по оплате труда в части размеров премиальных выплат;

- администрацией и Собранием депутатов Красноармейского муниципального района принята программа повышения эффективности бюджетных расходов; в Положение «О порядке исчисления и уплаты части чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий Красноармейского муниципального района за использование муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении» внесены изменения в части увеличения норматива отчислений части прибыли муниципальных унитарных предприятий до 50 процентов;

- собраниями депутатов Кизильского и Красноармейского муниципальных районов внесены изменения в Положения о бюджетном процессе в части вступления в силу решения о бюджете с 1 января очередного финансового года;

- администрацией Еткульского муниципального района утверждены Правила предоставления субсидий из местного бюджета на поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, уточнены перечни бюджетных и казенных учреждений и перечень главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

- проверенными учреждениями внесены изменения в положения об оплате труда работников в части установления размеров должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат и о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов в части определения порядка выплаты повышенной стипендии студентам, обучающимся на «отлично», а также в части назначения стипендий студентам, не имеющим по итогам промежуточной аттестации академической задолженности и оценок «удовлетворительно»; из нормативных актов исключены коррупциогенные признаки при установлении премий по итогам работы, стимулирующих надбавок и материальной помощи работникам.

В целях реализации полномочий, возложенных на Контрольно-счетную палату, в порядке предварительного контроля проведены экспертизы и подготовлены заключения на проекты законов области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а также на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год.

На основании проведения внешнего аудита документов, использованных Министерством финансов Челябинской области при подготовке проекта бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, и анализа их соответствия основным нормативным документам Контрольно-счетной палатой дано положительное заключение, содержащее 7 предложений.

Заключение на отчет об исполнении областного бюджета за 2013 год подготовлено с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета. Заключение подтвердило достоверность представленного отчета, содержало 6 предложений, большинство из которых реализовано.

Проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области за 2013 год.

В рамках запланированных экспертно-аналитических материалов осуществлены мониторинг реализации государственной программы Челябинской области «Укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципальных образований Челябинской области на 2014–2015 годы» и анализ эффективности использования средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальный ремонт многоквартирных домов.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Законодательное Собрание и Губернатору Челябинской области направлено 5 заключений и 61 отчет аудиторов Контрольно-счетной палаты.


Характерные нарушения, выявленные при проведении контрольных мероприятий

1. Нецелевое использование средств:

• в муниципальных образованиях за счет средств, выделенных на уличное освещение, произведена оплата электроэнергии, расходуемой на работу объектов, не относящихся к уличному освещению;

• произведены выплаты заработной платы персоналу муниципального детского сада, не относящемуся к категории «педагогические работники», за счет средств субсидии на доведение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования;

• бюджетные средства использованы на мероприятия, не предусмотренные областной целевой программой по созданию и оснащению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

• субсидия, выделенная на приобретение медицинского оборудования для оснащения травматологических центров, направлена на оплату оборудования для выявления и лечения сердечнососудистых заболеваний;

• средства субсидии на выполнение мероприятий по сохранности муниципального имущества израсходованы на иные цели;

• оплачены расходы по повторному изготовлению утерянной проектной документации и электронной копии чертежей, не предусмотренные условиями соглашения на оплату указанных работ;

• областными учреждениями культуры выплачены творческие и почетные гранты работникам, должности которых не предусмотрены Единым квалификационным справочником;

• областным казенным учреждением бюджетные средства, выделенные на приобретение материальных запасов, направлены на приобретение рекламной продукции.


2. Неэффективное использование средств:

• не использовалось оборудование, транспорт, производились расходы на их содержание, приобреталось оборудование без наличия в нем потребности;

• затраты на установление комплектов навигационного оборудования не привели к достижению целей областной целевой программы: повышению эффективности и качества предоставления государственных услуг, повышению безопасности жизнедеятельности, развитию транспортного комплекса и инновационной инфраструктуры;

• излишне уплачивались налоги (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц), страховые взносы во внебюджетные фонды;

• уплачивались штрафы, пени и судебные издержки за допущенные нарушения норм законодательства;

• выплачивались неустановленные надбавки и премии, завышались должностные оклады;

• осуществлялись затраты по разработке неиспользуемой длительное время проектно-сметной документации и проектные работы по объектам, результаты которых не использовались и не планируются использоваться в ближайшие три года;

• оплачивались строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы по завышенной стоимости, по завышенным объемам, нормативам;

• производились затраты по объектам незавершенного строительства, финансирование которых было прекращено;

• оплачивались невыполненные или некачественно выполненные работы, несмонтированное оборудование;

• допускалось превышение потребления по отдельным видам теплоэнергоресурсов, в том числе из-за отсутствия узлов учета тепловой энергии, вследствие чего производились дополнительные расходы;

• осуществлялись расходы на создание спектаклей, отмененных приказами руководителя по причине низкого художественного уровня режиссерской трактовки спектаклей;

• оплачивались междугородние переговоры работников в личных целях.


3. Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) требований по составлению бюджетной отчетности:

• не подтверждались первичными бухгалтерскими документами произведенные расходы;

• занижалась или завышалась балансовая стоимость основных средств;

• не отражалась в учете дебиторская и кредиторская задолженность, производилось списание дебиторской задолженности без подтверждающих документов;

• не проводилась инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;

• завышалась стоимость нефинансовых активов в результате учета затрат в объеме незавершенного строительства объектов, не относящихся к вложениям в объекты нефинансовых активов;

• числились в составе незавершенного строительства затраты по объектам, введенным в эксплуатацию и внесенным в реестр муниципального имущества;

• принималось на баланс оборудование без первичных документов и не по соответствующему счету;

• не отражались в учете числящиеся в реестре муниципальной казны земельные участки, объекты недвижимого имущества;

• списывались медикаменты без оформления отчетов об их использовании;

• не отражалась и занижалась в учете сумма недостач;

• не отражались в учете нематериальные активы.


4. Нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области:

• нарушались поставщиками сроки ввода в эксплуатацию оборудования;

• не принимались меры по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и объекты недвижимости;

• не перечислялись в доход бюджета просроченная задолженность за аренду имущества и земельных участков, дивиденды по акциям акционерных обществ, часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в связи с неприменением мер принудительного взыскания при исполнении полномочий администратора доходов бюджета;

• не передавалось в государственную казну Челябинской области медицинское оборудование;

• не принималось в оперативное управление и на баланс медицинское оборудование;

• передавалось в безвозмездное пользование оборудование без согласования с Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области;

• отсутствовали свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Челябинской области, и права оперативного управления;

• не осуществлялось списание находящихся в нерабочем состоянии и неэксплуатируемых основных средств;

• не принимались меры по внесению объектов в перечень особо ценного движимого имущества.


5. Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

• заключались контракты с единственным исполнителем при отсутствии оснований;

• неправомерно изменялись условия при заключении и исполнении контрактов;

• продлевались сроки выполнения работ дополнительными соглашениями;

• производились закупки, заключались контракты без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• не формировались планы-графики закупок.


6. Несоблюдение установленных процедур и требований бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении бюджетов:

• принимались бюджетные обязательства по оплате услуг, приобретению материальных запасов сверх утвержденных лимитов, в результате чего образовывалась кредиторская задолженность;

• отражались по несоответствующим кодам бюджетной классификации доходы, расходы;

• производилось администрирование доходов, не закрепленных решением о бюджете за администраторами;

• не принимались меры по взысканию задолженности, в том числе просроченной, по платежам от использования имущества и земельных участков;

• не начислялись и не предъявлялись штрафные санкции (пени), проценты за пользование чужими денежными средствами;

• не перечислялись доходы от аренды имущества и земельных участков, допускалась просроченная задолженность за аренду имущества и земельных участков;

• предоставлялись субсидии с нарушением условий их предоставления;

• не производился возврат в областной бюджет неиспользованных субсидий, неиспользованные целевые средства возвращались в областной бюджет позднее установленного срока;

• не проводилась экспертиза сметной документации по объектам в установленных законодательством случаях;

• производились расходы на оплату труда стимулирующего характера при отсутствии локальных нормативных документов, без учета показателей эффективности работы;

• превышался норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих;

• не согласовывались учреждением крупные сделки на поставку медицинского оборудования с учредителем.

Меры, принятые проверенными объектами по устранению нарушений и предотвращению бюджетных потерь:

• введено в эксплуатацию оборудование и транспорт;

• зачтены в уплату текущих платежей или возвращены в доходы бюджета излишне уплаченные налоги и страховые взносы;

• приведена в соответствие с требованиями нормативных документов оплата труда, внесены изменения в положения об оплате труда, прекращены необоснованные выплаты, разработаны показатели результативности для начисления надбавок стимулирующего характера;

• выполнены работы и возвращены в бюджет денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности по оплаченным, но невыполненным работам;

• представлены документы, подтверждающие произведенные расходы;

• отражены в бухгалтерском учете дебиторская и кредиторская задолженность, числящиеся в реестре муниципальной казны земельные участки, нематериальные активы;

• проведена инвентаризация имущества;

• списаны затраты, числящиеся в составе незавершенного строительства;

• оформлены исправительные бухгалтерские проводки;

• принято в оперативное управление и на баланс медицинское оборудование;

• приняты меры по списанию находящихся в нерабочем состоянии и неэксплуатируемых основных средств;

• уточнен перечень особо ценного движимого имущества;

• начислена арендная плата за использование имущества и земельных участков;

• начислены и предъявлены штрафные санкции (пени), проценты за пользование чужими денежными средствами;

• возмещены в доходы бюджетов суммы нецелевого использования средств;

• возвращены в областной бюджет неиспользованные субсидии.


III. Организационные мероприятия

В целях реализации требований статьи 10 Закона Челябинской области от 25 августа 2011 года № 160-ЗО «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» завершена работа по разработке стандартов внешнего государственного финансового контроля и организации деятельности.

Внесены изменения в 5 стандартов, Административный регламент Контрольно-счетной палаты Челябинской области, распоряжение об официальном Интернет-сайте Контрольно-счетной палаты Челябинской области и Порядок размещения информации на официальном сайте КСП.

Подготовлены проекты федеральных законов: «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и проекты законов Челябинской области «О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области»; «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О Контрольно-счетной палате Челябинской области».

В 2014 году вновь принято на работу 5 человек, уволено 6 человек, из них 3 в связи с уходом на пенсию. На 1 января 2015 года штат Контрольно-счетной палаты укомплектован на 96 процентов и составил 68 человек.

По результатам конкурса на должность инспектора назначено 3 человека, на должность консультанта - 1 человек.

В 2014 году 57 работников КСП прошли курсы повышения квалификации в Учебно-методическом центре Контрольно-счетной палаты при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», 7 работников обучались по программам дополнительного профессионального образования.

В отчетном году 16 работников Контрольно-счетной палаты были удостоены правительственных и ведомственных наград, награждены почетными грамотами Губернатора Челябинской области и Законодательного Собрания Челябинской области, удостоены звания «Лучший работник года».


IV. Межведомственное взаимодействие

Важнейшим элементом повышения результативности контрольных мероприятий является взаимодействие с Законодательным Собранием, Правительством и органами государственной власти Челябинской области.

Результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты рассматривались на заседании комитета Законодательного Собрания Челябинской области по бюджету и налогам.

В 2014 году КСП проведена значительная работа по укреплению сотрудничества и взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, с которой заключено соглашение о сотрудничестве в новой редакции.

Кроме того, заключены в новой редакции соглашения о сотрудничестве с Прокуратурой Челябинской области и Управлением Федеральной службы безопасности по Челябинской области.

Работники КСП участвовали в работе двух комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации: по вопросам методологии и по вопросам этики. При их непосредственном участии разработан проект Классификатора нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса, а также проведен мониторинг создания и наполнения сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Контрольно-счетная палата поддерживала тесное взаимодействие с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. Работники КСП принимали участие в заседаниях Президиума и в XIII конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.

14 октября 2014 года в городе Снежинске Челябинской области под руководством председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации Катренко В.С. состоялось заседание Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, в работе которого приняли участие работники КСП.

С целью повышения уровня бюджетной дисциплины ежеквартально подготавливался обзор типичных нарушений, выявленных КСП в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и направлялся руководителям органов местного самоуправления и контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и предотвращения бюджетных потерь 12 февраля 2014 года в городе Челябинске проводилось совещание по теме «Роль контрольно-надзорных и правоохранительных органов в предотвращении потерь бюджетной системы» с участием руководителей региональных контрольно-счетных органов, представителей Законодательного Собрания, Правительства, контрольно-надзорных и правоохранительных органов Челябинской области, аудиторов Контрольно-счетной палаты и членов Президиума Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области.

12-14 марта 2014 года в городе Магнитогорске состоялся семинар-совещание по теме «Эффективность деятельности муниципальных контрольно-счетных органов: опыт и перспективы», на котором рассматривались вопросы эффективности деятельности муниципальных контрольно-счетных органов; проблемы, возникающие при устранении нарушений, выявленных контрольно-счетными органами; взаимодействие с правоохранительными органами; некоторые подходы к осуществлению аудита в сфере государственных и муниципальных закупок; организация и проведение проверок годовой бюджетной отчетности; методика проверок неналоговых доходов местных бюджетов и другие.

6-7 августа 2014 года в городе Аше состоялось межрегиональное совещание на тему «Практика организации и осуществления внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля), механизма предотвращения бюджетных потерь в Республике Башкортостан и Челябинской области».

На совещании были рассмотрены вопросы, посвященные актуальным проблемам и перспективам развития органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, нормативно-правовому регулированию их деятельности, межведомственному взаимодействию с контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

26 августа 2014 года КСП совместно с Главным контрольным управлением Челябинской области проведен межрегиональный семинар-совещание на тему «Актуальность предупреждения финансовых нарушений и предотвращения потерь бюджетной системы в современных условиях».

Целью работы данного совещания явилось знакомство с опытом работы органов государственного и муниципального финансового контроля по предупреждению финансовых нарушений и предотвращению потерь бюджетной системы.

Контрольно-счетная палата совместно с Главным контрольным управлением Челябинской области и Министерством финансов Челябинской области 13 октября 2014 года провела межрегиональное совещание на тему «Опыт укрепления финансовой дисциплины, предупреждения финансовых нарушений и предотвращения потерь бюджетной системы», в котором приняли участие аудитор Счетной палаты Российской Федерации, председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов России Катренко В.С., члены Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, руководители региональных и муниципальных контрольно-счетных органов.

Контрольно-счетная палата осуществляла взаимодействие в рамках информационной, практической и методической помощи с контрольно-счетными органами муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2015 года контрольно-счетные органы действуют во всех 43 городских округах и муниципальных районах, 40 из них имеют статус юридического лица.

Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Челябинской области проведено 9 контрольных мероприятий, в которых приняло участие 27 специалистов из 18 муниципальных контрольно-счетных органов.

На системной основе проводилось повышение квалификации работников органов внешнего финансового контроля Челябинской области. К этой работе активно привлекался Учебно-методический центр Контрольно-счетной палаты Челябинской области при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

С его участием проведены курсы повышения квалификации:

- работников КСП по теме «Совершенствование внешнего финансового контроля». В учебную программу были включены вопросы, связанные с изменениями бюджетного и административного законодательства, методологией проведения контрольных мероприятий, ведением бухгалтерского учета, планированием, прогнозированием и повышением собираемости доходов бюджета, основными аспектами применения федерального закона о контрактной системе, и ряд других вопросов;

- работников КСП и руководителей муниципальных контрольно-счетных органов по теме «Государственный и муниципальный финансовый контроль». Заместитель директора НИИ Счетной палаты Российской Федерации по образовательной деятельности Бандурина Н.В. прочитала курс лекций по правовым проблемам деятельности контрольно-счетных органов, правонарушениям в бюджетной сфере.

В 2014 году были проведены две Конференции Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области: в городе Магнитогорске, где были рассмотрены актуальные вопросы деятельности контрольно-счетных органов Челябинской области, и в городе Копейске, где были определены основные задачи по совершенствованию организации внешнего финансового контроля.

В рамках Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области проведен конкурс «Лучший акт финансовой проверки», подведению итогов которого предшествовал анализ полноты охваченных проверками вопросов, соответствия их выводов требованиям законодательства.

Работники Контрольно-счетной палаты приняли участие в научно-практических конференциях по вопросам общественного контроля, усиления государственного контроля, взаимодействия органов внешнего и внутреннего финансового контроля.


V. Предложения по совершенствованию проверочной деятельности, внесению изменений в законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области

1. Подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.03.2013 № 1406 «Об утверждении формы отчета о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за год и указаний по ее заполнению» в части проведенных аудитов в сфере закупок.

2. Представительным органам местного самоуправления в соответствии с положениями федерального законодательства внести изменения в нормативные правовые акты, исключающие из полномочий органов внешнего муниципального финансового контроля проведение контроля в сфере закупок и закрепляющие за ними функции проведения аудита в сфере закупок.

3. Главным администраторам средств областного бюджета и местных бюджетов продолжить работу по формированию и совершенствованию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.