Навигация по сайту

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за 2015 год

Код строки Наименование показателя Значение показателя
Раздел I. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях
1 Количество проведенных контрольных мероприятий (единиц) 53
2 Количество встречных проверок (единиц) 440
2-1 Количество проведенных аудитов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Челябинской области (единиц) 73
3 Количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены финансовые нарушения (единиц) 52
Раздел II. Сведения о проведенных экспертно-аналитических мероприятиях
4 Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий (единиц) 22
5 Количество заключений на поступившие проекты законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области (единиц) 13
6 Количество заключений по иным вопросам (единиц) 7
Раздел III. Сведения о выявленных финансовых нарушениях и резервах пополнения бюджетов
7 Нецелевое использование средств (тыс. рублей) 46 510,5
в том числе:
8 областного бюджета 298,6
9 местных бюджетов 46 211,9
10 Неэффективное использование средств (тыс. рублей)
в том числе:
778 737,5
11 областного бюджета 188 329,0
12 местных бюджетов 590 408,5
13 Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) требований по составлению бюджетной отчетности (тыс. рублей) 4 624 088,3
в том числе:
14 при использовании средств областного бюджета 1 126 412,6
15 при использовании средств местных бюджетов 3 497 675,7
16 Нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области (тыс. рублей) 292 816,6
16-1 Нарушения, повлекшие снижение поступлений неналоговых доходов (тыс. рублей) 1 001 550,9
в том числе:
16-2 областного бюджета 19 048,0
16-3 местных бюджетов 982 502,9
17 Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (тыс. рублей) 1 310 326,5
в том числе:
18 при использовании средств областного бюджета 104 325,9
19 при использовании средств местных бюджетов 1 206 000,6
20 Несоблюдение установленных процедур и требований бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении бюджетов (тыс. рублей) 7 155 956,1
в том числе:
21 областного бюджета 487 353,8
22 местных бюджетов 6 668 602,3
Раздел IV. Сведения об устранении нарушений, предотвращении бюджетных потерь
23 Устранено финансовых нарушений, выявленных в отчетном году (тыс. рублей) 7 234 440,0
24 в том числе восстановлено средств 105 876,1
25 Устранено финансовых нарушений, выявленных в периоды, предшествующие отчетному году (тыс. рублей) 446 753,6
26 в том числе восстановлено средств 46 989,4
27 Предотвращено бюджетных потерь (тыс. рублей) 164 556,6
Раздел V. Сведения о мерах, принятых по результатам контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
28 Количество материалов, рассмотренных на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты Челябинской области (единиц) 72
29 Количество направленных предписаний (единиц) 2
30 Количество невыполненных предписаний, сроки исполнения которых наступили в отчетном периоде (единиц) -
31 Количество направленных представлений (единиц) 130
32 Количество невыполненных представлений, сроки исполнения которых наступили в отчетном периоде (единиц) -
32-1 Количество направленных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (единиц) 5
33 Количество информационных писем, направленных в органы государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органы местного самоуправления (единиц) 46
34 Количество протоколов о совершении административных правонарушений, направленных на рассмотрение в судебные органы или орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях (единиц) 64
35 Количество материалов контрольных мероприятий, переданных в правоохранительные органы (единиц) 52
36 Количество реализованных органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органами местного самоуправления, организациями предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (единиц) 60
37 Возбуждено уголовных дел (единиц) -
38 Привлечено к административной ответственности (человек) 62
в том числе:
38-1 должностных и физических лиц (человек) 61
38-2 юридических лиц (единиц) 1
39 Привлечено к дисциплинарной ответственности (человек) 173
Раздел VI. Освещение деятельности Контрольно-счетной палаты
41 Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области в средствах массовой информации (количество материалов) 241
в том числе:
42 на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 196
43 на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 40
44 в периодических печатных изданиях 5

Пояснительная записка

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) за 2015 год составлен в соответствии со статьей 21 Закона Челябинской области от 25 августа 2011 года № 160-ЗО «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» по форме, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.03.2013 № 1406 «Об утверждении формы отчета о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за год и указаний по ее заполнению».


I. Общие положения

Контрольно-счетной палатой в 2015 году контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями были охвачены все бюджетные сферы.

В области контроля КСП находилось всего 411 объектов, в том числе 32 главных распорядителя бюджетных средств, 43 городских округа и муниципальных района, получающих межбюджетные трансферты из областного бюджета, 301 государственное учреждение, 34 государственных унитарных предприятия, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области.

Как и в предыдущие периоды, контрольная деятельность в 2015 году была направлена не только на выявление, но и на предупреждение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, что позволило предотвратить потери бюджетной системы на сумму 164 556,6 тыс. рублей и восстановить в бюджет 152 865,5 тыс. рублей.

Все показатели деятельности за отчетный период в цифровом выражении представлены в отчете о работе Контрольно-счетной палаты.


II. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность

Планом работы на 2015 год, принятым постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 11.12.2014 № 15-14/108-КСП, с учетом внесенных изменений, было предусмотрено 53 контрольных и 12 экспертно-аналитических мероприятий.

Фактически проведено 53 контрольных и 22 экспертно-аналитических мероприятия, в рамках которых подготовлено 11 финансово-экономических экспертиз проектов государственных программ Челябинской области.

В I квартале 2016 года предусмотрено завершение оформления результатов контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку мясного скотоводства».

В ходе контрольных мероприятий проведено 440 встречных проверок, что в среднем составило более 8 встречных проверок на одно контрольное мероприятие.

По обращению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области и поручению Губернатора Челябинской области Контрольно-счетной палатой организовано и проведено контрольное мероприятие по проверке фактов нарушений в муниципальном учреждении социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» Пластовского муниципального района Челябинской области (с. Степное) совместно с Главным контрольным управлением Челябинской области, Министерством социальных отношений Челябинской области, Контрольно-счетной палатой Пластовского муниципального района, Следственным отделом по городу Южноуральск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области.


Объем финансирования объектов проверки, включенных в план работы Контрольно-счетной палаты, из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований за проверяемый период составил 48 077 857,7 тыс. рублей. Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 20 048 224,9 тыс. рублей.

В числе проведенных контрольных мероприятий:

1) комплексные проверки соблюдения законности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств при исполнении местных бюджетов в 4 муниципальных образованиях: Златоустовском и Челябинском городских округах, Карталинском и Кизильском муниципальных районах;

2) 3 аудита эффективности использования средств, в том числе:

- выделенных на компенсацию выпадающих доходов субъектов энергетики;

- выделенных на поддержку мясного скотоводства;

- направленных на организацию обеспечения общеобразовательных учреждений Челябинской области учебниками;

3) проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию программ, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста Челябинской области;

4) проверка использования средств областного бюджета, направленных на обеспечение безопасности населения на основе внедрения технических средств аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», и полноты поступлений от денежных взысканий (штрафов) за нарушения правил дорожного движения в доходы областного бюджета;

5) тематические проверки по использованию средств, выделенных на:

- капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в рамках реализации областных целевых (адресных), государственных программ, реализацию вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- приобретение имущества для лечебных учреждений;

6) проверки результативности мер по увеличению поступлений неналоговых доходов в местные бюджеты и эффективности выполнения функций главных администраторов доходов областного бюджета в части осуществления контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей и взыскания задолженности по ним.



В отчетном году на основании полномочий, возложенных на Контрольно-счетную палату, проведено 73 аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Челябинской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2 муниципальных образованиях проведены проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов.

Как и в предыдущие годы, осуществлялся контроль за исполнением представлений, направленных по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Результаты всех проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на 28 заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты, в повестку дня которых было включено 112 вопросов.

В заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты принимали участие заместители Губернатора Челябинской области, руководитель аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области, представители Прокуратуры и министерств Челябинской области, главы муниципальных образований, руководители контрольно-счетных органов и проверенных объектов.

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 130 представлений и 2 предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, 5 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Представления, по которым наступил срок исполнения, и предписания исполнены.

Продолжена практика направления в адрес заместителей Губернатора Челябинской области, руководителей областных министерств и ведомств, органов местного самоуправления информационных писем о результатах проверок расходования средств по закрепленным за ними направлениям работы.

В 2015 году сотрудниками КСП в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 64 протокола об административных правонарушениях, из них по статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» возбуждено 15 дел, по статье 15.11 «Грубое нарушение правил бухгалтерского учета» - 24 дела, по статье 15.15.10 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств» - 23 дела, по статье 15.15.6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности» - 1 дело, по статье 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» - 1 дело.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой направлены материалы проверок в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

В целом по итогам проведения контрольных мероприятий привлечено к административной ответственности 1 юридическое и 61 должностное лицо, в том числе 11 вынесены устные замечания. Прекращены за отсутствием состава правонарушения 6 дел, в производстве судов находятся 3 дела.

По решениям судов присуждены штрафы в общей сумме 441 000 рублей, из них 277 000 рублей - штрафы, администратором доходов по которым является Главное контрольное управление Челябинской области, 154 000 рублей - штрафы, администратором доходов по которым является Контрольно-счетная палата, перечислена в доходы соответствующих бюджетов сумма штрафов в сумме 120 000 рублей.

Для рассмотрения вопросов о применении мер прокурорского реагирования в Прокуратуру Челябинской области направлено 52 материала по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Прокуратурой Челябинской области, прокурорами городов и районов, специализированных прокуратур организовано проведение проверок по 29 отчетам аудиторов Контрольно-счетной палаты, на рассмотрении находятся 11 отчетов.

Основания для прокурорского реагирования усмотрены при рассмотрении 11 отчетов аудиторов КСП, в результате чего в адрес руководителей органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления внесено 9 представлений об устранении нарушений законодательства, опротестовано 2 нормативных правовых акта (протесты удовлетворены), предостережено 1 должностное лицо о недопустимости в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства, в отношении 1 лица возбуждено административное дело по правонарушению в сфере закупок.

Материалы по 5 отчетам аудиторов КСП направлены в следственные органы для проведения проверок в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по 1 отчету - в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В отчетном году руководителями проверенных организаций за допущенные нарушения привлечено к дисциплинарной ответственности 173 человека.


Органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления реализовано 60 предложений КСП по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в частности:

- урегулирован порядок определения размера части прибыли, подлежащей перечислению в областной бюджет государственными унитарными предприятиями Челябинской области, уплатившими финансовые санкции за нарушения законодательства (постановление Правительства Челябинской области от 09.04.2015 № 157-П);

- внесены изменения в порядки предоставления в 2014-2016 годах субсидий общественным и некоммерческим организациям Челябинской области (постановление Правительства Челябинской области от 15.10.2015 № 496-П);

- дополнен пунктом о прекращении предоставления государственной услуги в случае поступления от заявителя отказа от лицензирования Административный регламент исполнения государственной функции «Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции» (постановление Правительства Челябинской области от 17.11.2015 № 595-П);

- внесены изменения в государственную программу Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы (постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 638-П);

- утвержден перечень документов, подтверждающих представление адвокатами интересов граждан в государственных и муниципальных органах, организациях, а также установлен срок предоставления Адвокатской палатой сводных заявок (постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 № 292-П);

- разработаны порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- разработаны Методические рекомендации по порядку предоставления субсидий иным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях Министерством образования и науки Челябинской области;

- разработан Порядок (регламент) по взысканию задолженности по арендной плате и пеней за земельные участки и имущество, предусматривающий ответственных должностных лиц и сроки передачи материалов для принудительного взыскания в суд, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска;

- внесены изменения в муниципальную программу «Снос аварийного жилищного фонда в 2013-2016 годах в городе Челябинске» в части уточнения объема финансирования Администрацией города Челябинска;

- приняты положения об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Карталинская городская больница», работников учреждений, подведомственных Управлению по делам культуры, спорта и молодежной политики;

- разработаны корректирующие коэффициенты распределения субвенции с применением принципа нормативного финансирования из расчета на одного учащегося Управлением образования Карталинского муниципального района;

- приняты порядки предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям администрациями Троицкого городского округа и Сосновского муниципального района;

- утвержден новый порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям Администрацией Катав-Ивановского муниципального района;

- утверждены порядки осуществления главными администраторами средств бюджета Агаповского муниципального района внутреннего финансового аудита, ведения аналитического учета по объектам (нефинансовым активам) в составе казны муниципального образования Агаповского муниципального района;

- из нормативных актов исключены признаки, содержащие чрезмерную широту полномочий для должностного лица при принятии решений о размерах стимулирующих надбавок, премий и материальной помощи работников, проверенными учреждениями;

- внесены изменения в положения об оплате труда работников в части установления размеров должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов проверенными учреждениями.

Произведена реорганизация муниципального учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков» Пластовского муниципального района (с. Степное).


В целях реализации полномочий, возложенных на Контрольно-счетную палату, в порядке предварительного контроля проведены экспертизы и подготовлены заключения на проекты законов области «Об областном бюджете на 2016 год» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2016 год», а также на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год.

На основании проведения внешнего аудита документов, использованных Министерством финансов Челябинской области при подготовке проекта бюджета на 2016 год, и анализа их соответствия основным нормативным документам Контрольно-счетной палатой дано положительное заключение, содержащее 7 предложений.

Заключение на отчет об исполнении областного бюджета за 2014 год подготовлено с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов средств областного бюджета. Заключение подтвердило достоверность представленного отчета, содержало 5 предложений.

Проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области за 2014 год.


Характерные нарушения, выявленные при проведении контрольных мероприятий

1. Нецелевое использование средств:

• приобретенные на бюджетные средства квартиры, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределялись гражданам, не относящимся к категории переселяемых из аварийного жилищного фонда;

• полученные на проведение спортивных соревнований средства использованы на оплату программы системы «1С» и выплату заработной платы контрактному управляющему;

• бюджетные средства, предусмотренные на программу по профилактике заболеваний населения ВИЧ-инфекцией, СПИДом, использованы на финансирование мероприятий, не предусмотренных данной программой;

• за счет средств резервного фонда Правительства Челябинской области произведены выплаты единовременной помощи на восстановление и ремонт жилья по адресам, не включенным в зону затопления;

• субсидия, не предусмотренная бюджетом муниципального образования, предоставлена муниципальному учреждению на иные цели;

• производились расходы по оплате электроэнергии, используемой при эксплуатации светофоров и нежилого здания, не предусмотренные в бюджете;

• бюджетные средства, выделенные на благоустройство территории поселения, израсходованы на иные цели;

• бюджетные средства стипендиального фонда учебного учреждения направлены на приобретение материальных ценностей;

• за счет субсидии на выполнение государственного задания учреждения на лицевые счета работников перечислены денежные средства сверх начисленной им заработной платы.


2. Неэффективное использование средств:

• излишне уплачивались налоги (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц), страховые взносы во внебюджетные фонды;

• уплачивались штрафы, пени и судебные издержки за допущенные нарушения норм законодательства;

• выплачивались неустановленные надбавки и премии, завышались базовые оклады;

• оплачивались:

- проектно-сметная документация, не используемая в течение длительного времени;

- работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией;

- работы, не выполненные подрядчиком;

- строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы по завышенной стоимости, по завышенным объемам, нормативам;

- некачественно выполненные работы;

- работы по проведению энергетического обследования и составления энергетического паспорта, данные которого впоследствии не учитывались в целях получения объективной информации об уровне использования энергетических ресурсов;

- затраты на содержание арендованного автомобиля без наличия потребности;

- расходы на оплату отопления неиспользуемых помещений;

• производилось авансирование коммерческих организаций в части оплаты потребленной электрической и тепловой энергии за счет средств областного бюджета на срок до 3 месяцев и больше;

• производились расходы по содержанию неэксплуатируемых нежилых зданий, оборудования, транспорта, нематериальных активов, не завершенных строительством объектов;

• не оснащались приборами учета электроэнергии точки подключения уличного освещения, в результате не была достигнута экономия бюджетных средств;

• предоставлялись субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, не достигшим целей их получения;

• предоставлялись субсидии пассажирским перевозчикам сверх расходов, подлежащих возмещению из бюджета, не принимались меры по их возврату в бюджет;

• производилось излишнее списание продуктов питания и медикаментов;

• производилась уплата транспортного налога за находящиеся в неисправном состоянии и неиспользуемые автомобили;

• допускалось отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность;

• допускалось приобретение мебели и бытовой техники для не предусмотренной Уставом деятельности и др.


3. Нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) требований по составлению бюджетной отчетности:

• не подтверждались первичными бухгалтерскими документами произведенные расходы;

• занижались балансовая стоимость имущества казны, дебиторская задолженность арендаторов;

• допускалось расхождение данных аналитического и синтетического учета;

• не отражалась в учете или отражалась нереальная дебиторская и кредиторская задолженности;

• отражалась на балансовом счете кредиторская задолженность прекративших деятельность муниципальных унитарных предприятий;

• не велся раздельный учет расчетов по плательщикам в разрезе договоров аренды;

• не проводилась инвентаризация основных средств, материальных запасов, бланков строгой отчетности перед составлением годовой отчетности;

• не отражались в учете числящиеся в реестре муниципальной казны земельные участки;

• не отражалась недостача имущества при оформлении результатов инвентаризации;

• не велся учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в отношении платы за наем жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования;

• не указывался в путевых листах маршрут следования, марка горючего, остаток бензина при выезде и возвращении;

• несвоевременно выставлялись счета на оплату электрической и тепловой энергии и др.


4. Нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области:

• в течение длительного периода не зарегистрировано право оперативного управления объектами недвижимости;

• передавались помещения в аренду без согласования с Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области;

• предоставлялись помещения без оформления договора аренды;

• не оформлялось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

• в государственном контракте не устанавливался срок перечисления в областной бюджет доходов в виде платы за пользование жилыми помещениями жилого фонда Челябинской области коммерческого использования, собранной управляющей компанией с нанимателей;

• не разрабатывался и не принимался нормативно-правовой акт, регламентирующий условия и порядок предоставления имущества в безвозмездное пользование;

• не разрабатывался порядок возмещения затрат по коммунально-эксплуатационному обслуживанию и содержанию нежилых помещений, не утвержден состав затрат, предъявляемый к возмещению пользователям или собственникам нежилых помещений;

• в течение длительного периода не принимались меры по передаче в областную казну неиспользуемых объектов недвижимого имущества;

• не велся раздельный учет расходов по объектам недвижимости;

• производилось предоставление мест в общежитии сторонним лицам;

• не принимались меры по списанию находящихся в неисправном состоянии и не используемых более трех лет автомобилей.


5. Нарушения, повлекшие снижение поступлений неналоговых доходов:

• не начислялась или занижалась арендная плата за использование муниципального имущества и земельных участков;

• не перечислялись доходы от аренды имущества и земельных участков, допускалась просроченная задолженность за аренду имущества и земельных участков;

• производился расчет арендной платы, начальной (минимальной) цены продажи имущества с нарушением действующих нормативных актов;

• списывалась задолженность по договорам аренды земельных участков без документального подтверждения;

• не взыскивались пени, неустойка за несвоевременную оплату по договорам;

• использовались земельные участки без договоров аренды;

• необоснованно продавались земельные участки по льготной стоимости;

• приватизировались объекты недвижимого имущества без одновременной продажи земельных участков.


6. Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

• нарушались требования в части соблюдения сроков размещения плана-графика, объема закупок у субъектов малого предпринимательства, отчетов о результатах исполнения муниципальных контрактов;

• заключались контракты с единственным исполнителем при отсутствии оснований;

• неправомерно изменялись условия при заключении и исполнении контрактов;

• не вносились изменения в план-график при изменении способа закупки;

• заключались договоры без проведения конкурсных процедур;

• необоснованно продлевались сроки выполнения работ дополнительными соглашениями и др.


7. Несоблюдение установленных процедур и требований бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении бюджетов:

• принимались бюджетные обязательства по оплате услуг, приобретению материальных запасов сверх утвержденных лимитов, в результате чего образовывалась кредиторская задолженность;

• отражались по несоответствующим кодам бюджетной классификации доходы, расходы бюджетов;

• не устанавливались муниципальные задания учреждениям;

• не включались в реестр муниципального имущества сданные в эксплуатацию и эксплуатируемые объекты и объекты, строительство которых не завершено;

• неправомерно предоставлялись в пользование объекты муниципальной собственности, в том числе жилые помещения;

• допускалось расхождение между объемами финансирования, предусмотренными в бюджете, и объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных муниципальными программами;

• не выполнялись соглашения с Министерством финансов Челябинской области в части сокращения недоимки по налоговым платежам, увеличения поступления неналоговых доходов;

• не производился возврат в областной бюджет неиспользованных субсидий;

• не проводилась экспертиза сметной документации по объектам в установленных законодательством случаях;

• производились расходы на оплату труда стимулирующего характера при отсутствии локальных нормативных документов, без учета показателей эффективности работы;

• превышался норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих;

• допускался рост дебиторской задолженности;

• не осуществлялся контроль за своевременностью поступления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

• в отдельных учреждениях не достигнут уровень среднемесячной заработной платы педагогического персонала, медицинских работников, установленный в рамках поэтапного совершенствования системы оплаты труда во исполнение указов Президента Российской Федерации;

• не предъявлялись санкции за нарушение сроков поставки и ввода в эксплуатацию оборудования;

• направлялись средства бюджета на выплату денежного вознаграждения без соблюдения установленных процедур и требований нормативных документов, регламентирующих оплату труда и др.


Меры, принятые проверенными объектами по устранению нарушений и предотвращению бюджетных потерь:

• возмещены в доходы бюджетов суммы нецелевого использования средств;

• введены в эксплуатацию оборудование и транспорт;

• зачтены в уплату текущих платежей или возвращены в доходы бюджета излишне уплаченные налоги и страховые взносы;

• приведена в соответствие с требованиями нормативных документов оплата труда, внесены изменения в положения об оплате труда, прекращены необоснованные выплаты, разработаны показатели результативности для начисления надбавок стимулирующего характера;

• выполнены работы и возвращены в бюджет денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности по оплаченным, но невыполненным работам;

• представлены документы, подтверждающие произведенные расходы;

• отражены в бухгалтерском учете дебиторская и кредиторская задолженность, числящиеся в реестре муниципальной казны земельные участки;

• проведена инвентаризация имущества;

• списаны затраты, числящиеся в составе незавершенного строительства;

• оформлены исправительные бухгалтерские проводки;

• принято в оперативное управление и на баланс имущество;

• приняты меры по списанию находящихся в нерабочем состоянии и неэксплуатируемых основных средств;

• начислена арендная плата за использование имущества и земельных участков;

• начислены и предъявлены штрафные санкции (пени), проценты за пользование чужими денежными средствами;

• уменьшено финансирование государственного задания учреждения;

• возвращены в областной бюджет неиспользованные субсидии.

Вместе с тем существуют объективные причины, по которым устранение нарушений затруднено или вообще было невозможно.

Неустранимыми явились:

- реализованный контракт, заключенный с единственным исполнителем при отсутствии оснований;

- неправомерное изменение условий при исполнении контрактов;

- принятие бюджетных обязательств по оплате услуг, приобретению материальных запасов сверх утвержденных лимитов;

- непроведение инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;

- предоставление недостоверной бюджетной отчетности.

С целью предупреждения нарушений в дальнейшей деятельности в указанных случаях проверяемыми объектами реализовывались мероприятия организационного характера, привлекались к ответственности виновные лица.


III. Организационные мероприятия

В целях реализации требований статьи 10 Закона Челябинской области от 25 августа 2011 года № 160-ЗО «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» проводилась работа по совершенствованию стандартов внешнего государственного финансового контроля и организации деятельности.

Внесены изменения в 7 стандартов внешнего государственного финансового контроля и в 4 стандарта организации деятельности, в Административный регламент Контрольно-счетной палаты Челябинской области и в Порядок размещения информации на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Челябинской области.

Подготовлены изменения в федеральные законы:

- «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Подготовлены изменения в законы Челябинской области:

- «О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области»;

- «О внесении изменений в статью 31 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области».


В 2015 году принято на работу 6 человек, уволено 13 человек, из них 4 в связи с выходом на пенсию и 1 в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. В 2015 году в Контрольно-счетной палате введены должности главных инспекторов и заместителей начальников отделов, а также проведена реструктуризация.

На 1 января 2016 года штат Контрольно-счетной палаты укомплектован на 87,1 процента и составил 61 человек.

В 2015 году 5 работников КСП прошли обучение по различным программам повышения квалификации в рамках государственного заказа.

В отчетном году 33 работника Контрольно-счетной палаты были удостоены государственных и ведомственных наград. Работники награждались Почетными грамотами и поощрялись Благодарственными письмами Губернатора и Законодательного Собрания Челябинской области, по итогам конкурса были присвоены звания «Лучший работник года».


IV. Межведомственное взаимодействие

Важнейшим элементом повышения результативности контрольных мероприятий является взаимодействие с Законодательным Собранием, Правительством и органами государственной власти Челябинской области.

Результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты рассматривались на заседаниях комитета Законодательного Собрания Челябинской области по бюджету и налогам.

В 2015 году Контрольно-счетная палата принимала участие в работе Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации и ее рабочих органов.

Так, в рамках Комиссии по вопросам методологии продолжалась работа по разработке стандартов внешнего государственного финансового контроля, а также совместно со Счетной палатой Российской Федерации – по совершенствованию Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего финансового аудита (контроля).

В рамках работы Комиссии по развитию внешнего муниципального финансового контроля в Российской Федерации проводился мониторинг создания и развития муниципальных контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации, образования их объединений (советов, ассоциаций).

В рамках работы Комиссии по этике проведен мониторинг создания и наполнения сайтов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

10 марта 2015 года в Законодательном Собрании Челябинской области состоялось расширенное заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты Челябинской области, посвященное 15-летию со дня ее образования.

Продолжилось взаимодействие КСП с органами исполнительной власти области, учреждениями и организациями, преимущественно заключающееся в реализации результатов проведенных контрольных мероприятий, а именно в анализе материалов, принятии мер по устранению замечаний и выполнении предложений.

С целью повышения уровня бюджетной дисциплины подготавливался обзор типичных нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий КСП, который ежеквартально направлялся главным распорядителям бюджетных средств Челябинской области и руководителям органов местного самоуправления и контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

Для повышения эффективности контрольной деятельности главам и представительным органам муниципальных образований направлено 64 информации о результатах контрольных мероприятий.

В соответствии с соглашением о взаимодействии копии отчетов аудиторов о результатах контрольных мероприятий, рассмотренных на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты, направлялись в Прокуратуру Челябинской области.

В 2015 году заключены соглашения о сотрудничестве с Общественной палатой Челябинской области и Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области.

Кроме того, заключено соглашение в новой редакции о сотрудничестве с Главным управлением МВД России по Челябинской области.

26 мая 2015 года в Прокуратуре Челябинской области состоялась рабочая встреча в формате круглого стола, на которой обсуждались вопросы, связанные с процессом формирования в муниципальных образованиях Челябинской области целостной системы финансового контроля и контроля в сфере закупок.

В рамках межрегиональной и международной деятельности сотрудники КСП принимали активное участие в мероприятиях, организованных региональными контрольно-счетными органами, а также Европейской Ассоциацией региональных органов финансового контроля (ЕВРОРАИ).

9 и 10 июня 2015 года в городе Магнитогорске состоялась XIV конференция Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации. В мероприятии, прошедшем под председательством аудитора Счетной палаты Российской Федерации, руководителя Союза МКСО В.С. Катренко, приняли участие члены Правительства Челябинской области, делегаты от органов внешнего финансового контроля более 200 муниципальных образований России и Челябинской области, представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания области и Магнитогорского городского Собрания депутатов.

Основной темой конференции стали актуальные вопросы работы муниципальных контрольно-счетных органов в современных экономических условиях.

8 июня 2015 года в Челябинске состоялась Международная конференция, посвященная 15-летию создания системы внешнего финансового контроля в Челябинской области, на тему «Предупреждение финансовых нарушений и предотвращение потерь бюджетной системы».


В работе конференции приняли участие аудитор Счетной палаты Российской Федерации, председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации В.С. Катренко, первый заместитель Губернатора Челябинской области С.Л. Комяков, директор Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации В.И. Щедров, руководители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований России, представители органов внешнего финансового контроля зарубежных стран, руководители и специалисты министерств и ведомств Челябинской области.

Контрольно-счетная палата Челябинской области уделяла особое внимание развитию системы финансового контроля на территории области.

В рамках данного направления проведены совещания в 14 муниципальных образованиях, где обсуждались вопросы совершенствования системы финансового контроля в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а именно:

- определение видов контрольных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- раскрытие функциональной сущности каждого вида контроля;

- понимание места и роли каждого субъекта финансового контроля.

В работе совещаний приняли участие главы муниципальных образований, председатели собраний депутатов, руководители главных администраторов бюджетных средств, руководители и специалисты контрольных органов.

КСП осуществляла взаимодействие в рамках информационной, практической и методической помощи с контрольно-счетными органами муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2016 года контрольно-счетные органы действуют во всех 43 городских округах и муниципальных районах.

В 2015 году состоялись 2 конференции Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области: в городе Челябинске и городе Миассе, где были определены основные задачи по совершенствованию организации внешнего финансового контроля.

На системной основе проводилось повышение квалификации работников органов внешнего финансового контроля Челябинской области. К этой работе активно привлекался Учебно-методический центр Контрольно-счетной палаты Челябинской области при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».


V. Предложения по совершенствованию проверочной деятельности, внесению изменений в законы и иные нормативные правовые акты Челябинской области

1. Подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в Закон Челябинской области от 25 августа 2011 года № 160-ЗО «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и аудиторов сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

2. Главным администраторам средств областного бюджета и местных бюджетов продолжить работу по формированию и совершенствованию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.


Примечание

В результате мер, принятых проверенными объектами по устранению нарушений и предотвращению бюджетных потерь:

• возмещены в доходы бюджетов суммы нецелевого использования средств в размере 3 608,5 тыс. рублей;

• введены в эксплуатацию оборудование и транспорт стоимостью 120 405,1 тыс. рублей;

• зачтены в уплату текущих платежей или возвращены в доходы бюджета излишне уплаченные налоги и страховые взносы в сумме 6 090,4 тыс. рублей;

• приведена в соответствие с требованиями нормативных документов оплата труда, внесены изменения в положения об оплате труда, разработаны показатели результативности для начисления надбавок стимулирующего характера, прекращены необоснованные выплаты на сумму 260 448,7 тыс. рублей;

• выполнены работы и возвращены в бюджет денежные средства в счет погашения дебиторской задолженности по оплаченным, но невыполненным работам в сумме 79 603,4 тыс. рублей;

• представлены документы, подтверждающие произведенные расходы на 18 384,4 тыс. рублей;

• отражены в бухгалтерском учете дебиторская и кредиторская задолженность, числящиеся в реестре муниципальной казны земельные участки, в сумме 4 007 636,0 тыс. рублей;

• проведена инвентаризация имущества;

• списаны затраты, числящиеся в составе незавершенного строительства, в сумме 256 734,7 тыс. рублей;

• оформлены исправительные бухгалтерские проводки;

• принято в оперативное управление и на баланс имущество стоимостью 320 676,1 тыс. рублей;

• приняты меры по списанию находящихся в нерабочем состоянии и неэксплуатируемых основных средств стоимостью 5 217,6 тыс. рублей;

• начислена арендная плата за использование имущества и земельных участков в сумме 278 580,1 тыс. рублей;

• начислены и предъявлены штрафные санкции (пени), проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму 41 171,1 тыс. рублей;

• уменьшено финансирование государственного задания учреждения на 7 082,8 тыс. рублей;

• возвращены в областной бюджет неиспользованные субсидии в размере 2 785,8 тыс. рублей;

• перечислена в бюджет просроченная задолженность по арендной плате за использование имущества и земельных участков, часть прибыли унитарных предприятий в сумме 65 534,2 тыс. рублей.