Навигация по сайту

Обзор выявленных типовых отклонений, нарушений и недостатков по результатам аудита закупок

Аудит в сфере закупок проводится Контрольно - счетной палатой Челябинской области в соответствии с требованиями Стандарта внешнего государственного финансового контроля СВГФК 110 «Правила проведения Контрольно-счетной палатой Челябинской области аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее - Стандарт), в рамках реализации положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Аудит в сфере закупок представляет собой организационную форму экспертно-аналитического мероприятия внешнего государственного финансового контроля, в том числе в рамках контрольных мероприятий, осуществляемого совокупностью методов, определенных статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В рамках контрольных мероприятий оценивается как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

Цель аудита в сфере закупок - анализ и оценка результативности закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ.

Предметом аудита в сфере закупок является деятельность объектов контрольного, экспертно-аналитического мероприятия по использованию государственных средств, в отдельных случаях средств муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее - бюджетные средства), в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении аудита в сфере закупок проверяются документы и иные материалы в части, касающейся объекта закупок для государственных (муниципальных) нужд.

В 2017 году проведено 34 аудита в сфере закупок из них 30 - в составе контрольных мероприятий, 4 - самостоятельных экспертно - аналитических мероприятия. Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок - 58.

По результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам выявлено 1023 нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Организация закупок

1.1 У работников контрактной службы, контрактного управляющего отсутствует необходимое для выполнения функций и полномочий образование.

1.2 Состав комиссии не соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в частности в составе комиссии отсутствуют лица, преимущественно прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

2. Планирование и обоснование закупок

2.1 Нарушены сроки утверждения плана закупок, плана-графика (утверждение происходило ранее утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения).

2.2 Не соблюден порядок ведения и внесения изменений в план-график закупок, в частности:

1) внесение изменений в план-график по отдельным объектам закупки осуществлено позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или заключения контракта с единственным поставщиком;

2) в плане-графике закупок отсутствуют осуществляемые заказчиком закупки.

2.3 В форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок не указывались наименования мероприятий государственной программы или программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, муниципального органа.

2.4 В форме обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ отсутствовал расчет НМЦК.

У заказчика отсутствовали документы, подтверждающие обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на момент включения позиции в план-график.

При направлении запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) описание объекта закупки не соответствовало требованиям статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, не указывались функциональные, технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

3. Документация (извещение) о закупках

3.1 В проекте контракта в установленных Законом № 44-ФЗ случаях отсутствуют следующие условия:

1) об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

2) указание, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

3) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

3.2 Нарушение требования о закупках среди субъектов малого предпринимательства.

Отсутствие закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Объем закупок, предусмотренный планом-графиком, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет менее 15 % совокупного годового объема закупок.

4. Заключение и исполнение контракта

4.1 Незаконно заключались дополнительные соглашения к контрактам, втом числе:

1) изменение существенных условий при исполнении контракта, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ (объект закупки, срок поставки товара (выполнения работ, оказание услуг), срок и порядок приемки товаров (работ, услуг), срок и порядок оплаты);

2) изменение объема закупки в случае, если данное право не было предусмотрено документацией о закупке (конкурс, аукцион) и контрактом, контрактом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) изменение объема закупки в случае, если данное право было предусмотрено документацией о закупке (конкурс, аукцион) и контрактом, контрактом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) свыше 10 %.

4.2 Допущены не своевременные действия заказчика по реализации условий контракта, включая нарушение сроков расчетов по контракту.

4.3 Поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги не соответствуют контрактным обязательствам поставщика (подрядчика, исполнителя), а также целям осуществления закупок.

4.4 В нарушение требований статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками не проводится экспертиза результатов, предусмотренных контрактом или проводится формально. Не в полной мере обеспечивается должный контроль заказчика за надлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств, в результате чего, выявляются случаи оплаты фактически невыполненных объемов работ и (или) завышенной стоимости работ и материальных ресурсов, а также замена материалов.

4.5 Заказчиками не во всех случаях применяются меры ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя).