Навигация по сайту

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Лошкина Алексея Александровича на Пленарном заседании

II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений» в ЮУрГУ 16 февраля 2017 г.

Государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является одним из элементов внутренней финансовой безопасности страны и в современных условиях значительно влияет на обеспечение законного, эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества.

Основы государственного финансового контроля установлены статьей 265 Бюджетного кодекса, которая определяет его виды, методы проведения, перечень органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих госфинконтроль.

Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

На федеральном уровне внешний государственный финансовый контроль осуществляет Счетная палата Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Система государственного внешнего и внутреннего финансового контроля на уровне региона – Челябинской области представлена на слайдах 1 и 2.

Слайд 1.

К органам внешнего государственного финансового контроля относятся Контрольно-счетная палата Челябинской области и контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Их деятельность строится на принципе независимости, что позволяет дать реальную оценку состояния финансовой системы на региональном и муниципальном уровнях, отсекая какое-либо влияние на ее результаты.

Полномочиями по осуществлению внутреннего госфинконтроля наделены Главное контрольное управление и Министерство финансов Челябинской области, органы внутреннего муниципального финансового контроля либо наделенные полномочиями должностные лица администраций муниципальных образований и финансовые органы муниципалитетов (слайд 2). Их деятельность направлена на предупреждение возникновения событий, негативно влияющих на результаты финансовых и хозяйственных операций, на их минимизацию, а также на устранение последствий.

Слайд 2.

Как руководитель регионального контрольно-счетного органа остановлюсь на основных видах госфинконтроля, которые реализует непосредственно Контрольно-счетная палата Челябинской области.

В соответствии с Законом Челябинской области «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» одним из основных видов контрольной деятельности является проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в ходе которых осуществляется контроль за законным и результативным использованием средств областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и государственного имущества региона.

В процессе проведения данных мероприятий проверяется целевое и экономное расходование бюджетных средств, достоверность бухгалтерской отчетности объектов проверки, правомерность распоряжения имуществом. Данная деятельность относится к финансовому аудиту.

С недавнего времени в полномочия контрольно-счетных органов твердо вошли новые виды деятельности – это аудит эффективности и аудит закупок.

Аудит эффективности представляет собой контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей и результатов, и принятия управленческих решений по выполнению поставленных задач и возложенных функций.

Отличия между аудитом эффективности и финансовым аудитом отражены на слайде (слайд 3). Как мы видим, у них разные цели, предметы, методы проведения и содержание отчета о его результатах.

Слайд 3.

Особо отмечу, что при аудите эффективности учитывается мнение как специалистов контрольно-счетных органов, так и научных работников, населения по результатам опросов, экспертов по рассматриваемой сфере (строительство, здравоохранение, образование и другие).

Таким образом, по итогам аудита эффективности вырабатываются конкретные предложения по повышению эффективности управленческой и финансовой деятельности подконтрольных объектов, направленной на достижение установленных перед ними показателей результативности.

В основном предметом аудита эффективности являются государственные программы, показатели результативности и индикативы, которые предусмотрены в региональных стратегиях социально-экономического развития.

Слайд 4.

Аудит закупок – это вид внешнего государственного контроля, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и их эффективности, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения следующих целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Слайд 5.

Несмотря на то, что закон действует более 3 лет, объем нарушений в сфере госзакупок не снижается. По результатам деятельности Контрольно-счетной палаты за 2016 год характерными нарушениями в сфере закупок являлись:

• заключение контрактов с единственным исполнителем при отсутствии оснований;

• нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;

• изменение существенных условий контрактов и порядка оплаты, продление сроков выполнения работ;

• непроведение экспертизы соответствия условиям контракта результатов, предоставленных исполнителем контракта;

• ненаправление подрядчикам требования на уплату штрафов, неустоек за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

С учетом ежегодного совершенствования законодательства в сфере закупок значимость осуществления этого вида контроля растет, в связи с чем Контрольно-счетная палата Челябинской области постоянно взаимодействует с органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления.

Слайд 6.

С 2017 года у контрольно-счетных органов предусматривается направление деятельности, связанное с мониторингом и контролем формирования и исполнения приоритетных проектов, в числе которых:

- «Здравоохранение»;

- «Образование»;

- «ЖКХ и городская среда»;

- «Безопасные и качественные дороги»;

- «Экология».

В 2017 году на их реализацию планируется предоставить из федерального бюджета межбюджетные трансферты в объеме 101,8 миллиарда рублей.

В современных условиях реализация приоритетных проектов должна позволить максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых ресурсов. Каждый потраченный рубль должен являться шагом к целям, ради которых проекты были выделены в качестве приоритетных.

Данная задача поставлена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным перед Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в президиум которого входит Счетная палата Российской Федерации.

В связи с этим будет проводиться совместная работа со Счетной палатой Российской Федерации, муниципальными контрольно-счетным органами в данном направлении.