Навигация по сайту

Доклад начальника инспекции по аудиту закупок
Контрольно-счетной палаты Челябинской области
Волковинской Ирины Алексеевны

«Опыт осуществления аудита в сфере закупок Контрольно-счетной палатой Челябинской области» на рабочем совещании контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в рамках мероприятия, посвященного Заседанию Президиума Союза МКСО, в г. Владикавказе 22 марта 2018 г.

В своем коротком докладе хочу поделиться тем опытом аудита в сфере закупок, который реализуется Контрольно-счетной палатой Челябинской области.

Во-первых, в целях более эффективной реализации задач по проведению аудита в сфере закупок в Контрольно-счетной палате Челябинской области сформирована инспекция по аудиту закупок.

Для достижения целей аудита закупок мы охватываем все этапы закупочной деятельности заказчиков, проводим комплексную экспертизу – от планирования и обоснования закупок до заключения, исполнения контракта, а также анализируем результаты закупки, при этом оцениваются не только процедурные моменты, финансовая дисциплина, но и социально-экономические последствия, например, при нарушении сроков и графиков выполнения работ.

Выявляются ситуации, при которых процедура закупки проведена с соблюдением установленных Законом сроков и процедур, но в итоге неэффективна, т.к. конечные цели закупок (ввод в эксплуатацию объектов или оборудования, повышение доступности и качества оказания государственных услуг) не достигнуты.

Также, даётся оценка качества государственного и муниципального управления в сфере закупок, выявляются системные нарушения, связанные с несовершенством нормативного регулирования и организации управления закупочными процессами (так, например, по результатам аудита в сфере закупок в отдельно взятом муниципальном образовании даны рекомендации по разработке нормативной правовой базы в части нормирования и централизации закупок, назначения конкретных должностных лиц, ответственных за координацию и управление закупками в муниципальном районе).

При исполнении представлений или выполнении наших рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков заказчиками совершенствуется внутренняя система закупок, «наводится порядок» в документах, выстраиваются «правильные» взаимоотношения контрактной службы (контрактного управляющего) со структурными подразделениями заказчика (на практике часто встречаются случаи, когда бухгалтерия практически не взаимодействует с контрактным управляющим и закупки признаются неэффективными или несвоевременными).

Считаю, что выстраивание эффективной закупочной системы напрямую влияет на предотвращение неэффективных трат бюджетных средств. Чёткое планирование дает возможность осуществлять закупки своевременно, а непрерывный контроль заказчика при исполнении контрактов позволяет не допустить неэффективных затрат. Обобщенные результаты в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе размещаются в ЕИС.

В качестве «показательных» примеров по обсуждаемым темам можно привести следующие.

1. Контрольное мероприятие «Анализ и оценка муниципальных контрактов, заключенных на основании чрезвычайных ситуаций за период 2015 - 2017 годы администрацией городского поселения, на предмет законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности» в результате которого установлено следующее.

Администрацией городского поселения за проверяемый период заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму 4 972,07 тыс. рублей на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур с единственным подрядчиком, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации.

Оценку правомерности заключения контрактов уже дал орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль в сфере закупок, где установил многочисленные нарушения, в том числе и неправомерный выбор способа закупок.

Контрольно-счетной палатой Челябинской области проведена проверка фактического исполнения муниципальных контрактов, в том числе с привлечением экспертной организацией для определения правильности составления смет и установлению фактически выполненных объемов работ.

Экспертизой установлено завышение стоимости выполненных работ на общую сумму 1 494,5 тыс. рублей.

Кроме того, следует отметить интересный факт. Согласно локальным сметам и актам выполненных работ, подписанными Администрацией городского поселения, откачку воды хозпитьевого водопровода на ул. Революции, д. 19, возле средней образовательной школы осуществляла вакуумная путевая машина. Однако, данная машина применяется в железнодорожной сфере (строительство и эксплуатация ж/д. путей), передвигается по рельсам и совершенно не может быть использована на улицах города.

В результате проверки соответствия фактически выполненных объемов работ установлено завышение стоимости выполненных работ в сумме 766,4 тыс. рублей, выразившееся в не соответствии объемов работ по водоотливу (откачка воды), отсутствие восстановление благоустройства и т.д.

Приведу в качестве примера муниципальный контракт от 10.02.2017 № 23 с подрядчиком ООО «Парковая» на выполнение работ по ремонту напорного канализационного коллектора, транспортирующего очищенные КНС № 3, на сумму 470,0 тыс. рублей.

В данном контракте работы подтвердились лишь на 63,8 тыс. рублей, т.е. 406,2 тыс. рублей или 86% от цены контракта оплачены бюджетными средствами, но не выполнены.

Таким образом, почти из 5 миллионов бюджетных средств полтора миллиона или 30% оплачены Администрацией городского поселения как минимум не эффективно.

2. При проверках использования средств дорожного фонда выявляются такие нарушения, как не установление объема, отсутствие контрактных адресов проведения ремонта.

3. Заказчик при приемке работ по текущему (противоаварийному) ремонту здания учебного корпуса допустили приемку работ не соответствующих проектно-сметной документации, по объемам и материалам.

4. В отдельных случаях выявлены факты не достижения целей закупок.

5. Выявляются факты оплаты не поставленного товара.

6. Выявляются факты заключения контрактов на услуги с нарушением подпункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов).

7. Выявляются случаи расходования бюджетных средств не в соответствии с государственным заданием и целями создания учреждений.

Во-вторых, кроме экспертно-аналитической работы, проводятся мероприятия по развитию методологических основ аудита в сфере закупок, организована деятельность по повышению грамотности заказчиков и поставщиков, планируется развивать обратную связь с участниками закупочного процесса, выявлять «болевые» точки контрактной системы в регионе.

Так, например, в целях комплексной профилактики нарушений обязательных требований законодательства о контрактной системе, на официальном сайте КСП Челябинской области введен новый раздел «Аудит в сфере закупок», в котором размещается обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок, обзор выявленных типовых отклонений, нарушений и недостатков по результатам аудита закупок, а также нормативная правовая база в сфере закупок и методические материалы.

В-третьих, в целях планирования и усиления текущей контрольной работы, учитывая «риск-ориентированный» подход, введен оперативный анализ информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, в открытых источниках информации, в СМИ (например, сайт ОНФ – ЗА честные закупки). Указанное направление деятельности, не только позволяет рационально спланировать контрольную деятельность, но и в некоторых случаях предотвратить нарушения.